Рубрика: РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье изучается проблематика функционирования в журналистских текстах советского и современного российского периодов идеологемы «русский характер». Теоретической базой работы являются исследования российских ученых по проблематике использования идеологем в медиатекстах. Выделяются и анализируются основные стратегии репрезентации идеологемы «русский характер», устанавливается связь идеологемы с другими «мобилизующими» и «объединяющими» идеологемами, широко представленными в медиапространстве. В статье приведены аргументы, свидетельствующие о трансформации репрезентации идеологемы. Рассматривается детерминированность этой трансформации изменениями в общественнополитической жизни государства. Отмечается переход от партийно-политической трактовки идеологемы «русский характер» к прагматической, в основе которой понимание важности сплочения общества. В статье представлено определение, данное авторами понятию «русский характер», как совокупности морально-ценностных качеств, присущих любому русскоговорящему человеку, вне зависимости от его национальности и религиозных убеждений, отождествляющему себя с судьбой России. Анализ функционирования идеологемы «русский характер» выполнен по оригинальной методике, которая позволила сравнить тексты советских и российских СМИ двух периодов и показать на основе изучения более чем 100 газетных публикаций особенности репрезентации идеологемы, совпадения и отличия ее использования советскими и современными журналистами
Ключевые слова: идеологемы, русский характер, стратегии репрезентации, репрезентация идеологем, журналистика, медиалингвистика, медиатексты, медиадискурс, СМИ, средства массовой информации, язык СМИ, языковые средства, советское общество, российское общество, политический дискурс
Abstract: The article examines the problems of functioning of the ideologeme “Russian personality” in journalistic texts of the Soviet and modern Russian periods. The theoretical basis of the paper is made up by the studies of the Russian scholars concerning the use of ideologemes in media texts. The authors single out and analyze the main strategies of representing the ideologeme “Russian character” and disclose the connection between this ideologeme and other “mobilizing” and “consolidating” ideologemes widely used in the modern media space. The article provides arguments that testify to the transformation of the representation of the ideologeme. The authors pose a hypothesis that this transformation depends on the change in the socio-political life of the country. The study outlines a transition from the partisan-political interpretation of the ideologeme “Russian personality” to the pragmatic one, which is based on an understanding of the importance of the society consolidation. The article presents the definition given by the authors to the concept of the “Russian personality” as a combination of moral and value-based qualities inherent in any Russian-speaking person, regardless of their nationality and religious beliefs and identifying themselves with the mission of Russia. The analysis of the functioning of the ideologeme “Russian personality” is carried out using original methods, which made it possible to compare the texts of the Soviet and Russian media of the two periods and to show the peculiarities of the representation of the ideologeme and to demonstrate the similarities and differences of its use by Soviet and modern journalists on the material of more than 100 newspaper publications
Key words: ideologemes, Russian personality, representation strategies, representation of ideologemes, journalism, media linguistics, media texts, media discourse, mass media, mass media language, language means, Soviet society, Russian society, political discourse

Для цитирования:

Амиров, В. М. Трансформация стратегий репрезентации идеологемы «русский характер» в советских и современных СМИ / В. М. Амиров, Е. А. Челышева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №6. – С. 36-46.

For citation

Amirov V. M., Chelysheva E. A. (2023). Transformation of the Strategies of Representing the Ideologeme “Russian Personality” in Soviet and Modern Media // Political Linguistics. – 2023. – №6. – P. 36-46.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.