Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье на материале российских СМИ (январь — апрель 2024 г.) исследуется речевая составляющая политической борьбы за пост президента Российской Федерации. Лингвоидеологический и лингвоаксиологический анализ, цель которого связана с выявлением вербализованных стратегических установок кандидатов, проводится в проекции на состояние русского языка постсоветской эпохи. Установлено, что в публичном коммуникативном пространстве значимость приобретают креативные речевые технологии, смягчающие предписательность, обеспечивающие обратную связь между кандидатом и коллективным целевым адресатом. Особое внимание уделено использованному в агитационных роликах приему театрализации. В речевых партиях персонажей выделены установки, позволяющие избирателям составить образное представление о личности кандидата и направленности его политической деятельности. Для специального исследования выделены опубликованные тексты политических программ кандидата от КПРФ Харитонова и кандидата-самовыдвиженца Путина. Сопоставительный анализ программ позволил противопоставить лежащие в основе государственного строительства концепцию возвращения советской идеологии и востребованную гражданским обществом концепцию философского осмысления системы традиционных национальных ценностей. В этой связи подчеркивается актуальность создания аксиологического толкового словаря, адресованного политикам и руководителям общественных организаций
Ключевые слова: политический дискурс, президентские выборы, российские президенты, агитационная кампания, политическая идеология, аксиология, политические программы, стратегическая установка, креативность, обратная связь, политические деятели, политические тексты, журналистика, медиалингвистика, средства массовой информации, медиатексты, медиадискурс, российские СМИ, язык СМИ, языковые средства, русский язык
Abstract: The article examines the verbal component of the political struggle for the post of the president of the Russian Federation based on the material of the Russian media (January — April 2024). The linguo-ideological and linguoaxiological analysis, the aim of which is related to the identification of verbalized strategic lines of the candidates, is carried out on the background of the state of the Russian language of the post-Soviet era. It has been found that in the public communication space, creative speech technologies that mitigate prescriptiveness and provide feedback between the candidate and the collective target addressee become more significant. Special attention is paid to the technique of theatricalization used in propaganda videos. The speeches of the characters contain appeals to the public that allow the voters to form the image of the candidate's personality and the direction of his political activities. The published texts of the political programs of the candidate from the Communist Party of the Russian Federation Kharitonov and the self-nominated candidate Putin have been chosen for a special study. A comparative analysis of the programs made it possible to contrast the conception of the return of the Soviet ideology and the conception of philosophical treatment of the system of traditional national values popular among the members of the civil society, which lie at the basis of state-building. In this regard, the urgency of creating an axiological explanatory dictionary addressed to politicians and heads of public organizations is emphasized
Key words: political discourse, presidential elections, Russian presidents, pre-election campaign, political ideology, axiology, political programs, strategic goal, creativity, feedback, politicians, political texts, journalism, media linguistics, mass media, media texts, media discourse, Russian media, mass media language, language means, Russian language

Для цитирования:

Купина, Н. А. Выборы президента России: речевая действительность в контексте текущего времени / Н. А. Купина, Ю. Б. Пикулева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №3. – С. 65-76.

For citation

Kupina N. A., Pikuleva Y. B. (2024). Russian Presidential Elections: Speech Reality in the Context of the Current Time // Political Linguistics. – 2024. – №3. – P. 65-76.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.