Вам может быть интересно:
Архив журнала
Новая образовательная реформа в Испании: к вопросу о языковой политике в Каталонии
- 99
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью данной статьи является анализ языковой политики и роли образования в сохранении и развитии миноритарных языков на примере Каталонии. После периода диктатуры Франко, когда использование каталанского языка было подавлено, образование стало ключевым инструментом для его восстановления и распространения. В статье также анализируется влияние нового образовательного закона, принятого в декабре 2020 года, на языковую политику, проводимую в Каталонии, рассматриваются конкретные положения закона, затрагивающие языковую модель обучения. Речь идет об исключении положения об испанском как языке образования («lengua vehicular») в стране. В результате авторы приходят к выводу, что языковая политика в Каталонии играет важнейшую роль, делая каталанский язык инструментом национального самоопределения и продвижения каталонских идей. В этом смысле меры, принимаемые каталонскими властями, являются продуманными, последовательными и нацелены на долгосрочную перспективу. Языковая политика, в том числе в сфере образования, введение преподавания на каталанском на всех уровнях показала свою эффективность. Теоретической базой работы послужили труды отечественных, испанских и каталонских ученых в области социолингвистики, которые повлияли на разработку таких понятий, как языковая политика, языковой конфликт, нормализация языковой ситуации и др. В рамках исследования анализируются официальные документы, определяющие правовое положение испанского и коофициальных языков Испании, а также регламентирующие их применение в школьном образовании. В качестве методов исследования были использованы описание, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез и обобщение.
Ключевые слова: социолингвистика, каталанский язык, образовательные реформы, законодательные акты, нормативно-правовые акты, языковая политика, язык образования, языковая нормализация, миноритарные языки
Abstract: The aim of this article is to analyze language policy and the role of education in the preservation and development of minority languages, using Catalonia as an example. After Franco's dictatorship, when the use of the Catalan language was suppressed, education became a key tool for its revival and spread. The article also analyzes the impact of the new education law adopted in December 2020 on the language policy carried out in Catalonia, and examines the special provisions of the law that regulate the language model of education. At issue is the removal of the provision on Spanish as the language of education (‘lengua vehicular’) in the country. As a result, the authors conclude that language policy in Catalonia plays a crucial role in making Catalan a tool for national self-determination and the promotion of Catalonian ideas. In this sense, the measures taken by the Catalonian authorities are well thought out, consistent and aimed at a long-term perspective. Language policy, including education, aimed at introduction of teaching in Catalan at all levels, has proved to be a very effective tool. The theoretical basis of the study comprises the works of domestic, Spanish and Catalonian scholars in the field of sociolinguistics, which have influenced the development of such concepts as language policy, language conflict, normalization of linguistic situation, etc. The study analyzes the official documents that designate the legal status of Spanish and the co-official languages of Spain and regulate their use in school education. The research methods used include description, comparative analysis, synthesis and generalization.
Key words: sociolinguistics, Catalan language, education reforms, legislative acts, normative-legal acts, language policy, language of education, linguistic normalization, minority languages
Для цитирования:
Денисенко, Г. В. Новая образовательная реформа в Испании: к вопросу о языковой политике в Каталонии / Г. В. Денисенко, А. А. Горенко. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №1. – С. 144-152.
For citation
Denisenko G. V., Gorenko A. A. (2025). A New Education Reform in Spain: To the Issue of Language Policy in Catalonia // Political Linguistics. – 2025. – №1. – P. 144-152.