Вам может быть интересно:
Архив журнала
Образ страны-оппонента сквозь призму артефактных метафор (на материале современных российских и американских массмедиа)
- 449
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируются артефактные метафоры, используемые в 140 публикациях российских и 100 публикациях американских массмедиа 2022–2025 гг. при характеристике страны-оппонента (соответственно США и РФ). Цель работы — выявить роль артефактных метафор в формировании идеологем «США» и «RUSSIA». Актуальность темы обусловлена одновременной устойчивостью и изменчивостью таких переносов во временном и дискурсивном аспектах. При исследовании использовалась комплексная лингвокогнитивная и социально-дискурсивная методика анализа материала. Было установлено, что российские и американские СМИ регулярно употребляют две модели метафоризации (механико-инструментальную и искусственно-имитационную) для формирования негативного образа страны-оппонента. «США» и «RUSSIA» позиционируются как активные субъекты международных отношений, склонные к неправому решению поставленных задач («США» — достижения абсолютной гегемонии в мире, «RUSSIA» — победы в специальной военной операции и экономического давления на другие государства). «RUSSIA» может также выступать в роли объекта экономического и политического воздействия со стороны «коллективного Запада». При характеристике внутренней политики «США» на первый план выходит негативная оценка межпартийных отношений, тогда как «RUSSIA» — отношений между руководством страны и ее остальными социальными институтами.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, российские СМИ, американские СМИ, политический дискурс, образ России, образ США, политическая метафорология, метафорическое моделирование, метафорические модели, языковые единицы, когнитивная лингвистика, артефактные метафоры, идеологемы, политическая идеология
Abstract: The article analyzes artifact metaphors used in 140 publications of Russian and 100 publications of American mass media in 2022—2025 to characterize the opponent country (respectively, the United States and the Russian Federation). The aim of the work is to identify the role of artifact metaphors in the formation of the ideologemes “USA” and “RUSSIA”. The urgency of the study can be attributed to the simultaneous stability and changeability of such transfers in temporal and discursive aspects. The study uses complex linguo-cognitive and socio-discursive methods of text analysis. It has been found that Russian and American media regularly use two artifact models of metaphorization (mechanical-instrumental and artificial-imitative) to form the negative image of the opponent country. “USA” and “RUSSIA” are portrayed as active subjects of international relations, prone to the arbitrary solution of the problem set (“USA” — to achieve absolute hegemony in the world, “RUSSIA” — to win the special military operation and exercise economic pressure on other states). “RUSSIA” can also act as an object of economic and political manipulation on the part of the “collective West”. When characterizing the domestic policy of “USA”, the negative assessment of inter-party relations comes to the fore. When describing the domestic policy of “RUSSIA”, the focus is on the relations between the country's leadership and other social institutions.
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, Russian media, American media, political discourse, image of Russia, image of the USA, political metaphorology, metaphorical modeling, metaphorical models, linguistic units, cognitive linguistics, artifact metaphors, ideologemes, political ideology
Для цитирования:
Кириллова, К. И. Образ страны-оппонента сквозь призму артефактных метафор (на материале современных российских и американских массмедиа) / К. И. Кириллова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №2. – С. 154-161.
For citation
Kirillova K. I. (2025). The Image of an Opponent Country Through the Prism of Artifact Metaphors (Based on Contemporary Russian and American Mass Media) // Political Linguistics. – 2025. – №2. – P. 154-161.
