Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и прикладные основы применения поликодовых текстов в целях информационно-психологического воздействия. В современном медиадискурсе функционирует большое количество сообщений, обладающих эмоциогенной конфигурацией, среди которых выделяются мемы и демотиваторы. Они представляют собой концентрированные фрагменты (единицы) информации и фасцинации, которые направлены на дискредитацию избранной мишени и/или создание определенной картины действительности. Эффективный для восприятия и понимания формат демонстрации соединяет в них проявления как эмоционально-эстетического, так и когнитивно-идеологического порядка, приближая их к «эталону» информационно-психологического воздействия. Для содержащих изображения политиков мемов очевидна близость со смежными с ними по жанровому направлению и целевому предназначению политическими карикатурами, основу которых составляют визуальная метафора и эффект карнавализации. Эффективность мемизации с точки зрения воздействия приводит к тому, что нередко можно вести речь о полноценной «войне мемов», цель которой состоит в установлении контроля над информационным пространством противника и достижении доминирования в развитии медианарратива по соответствующей тематике. Также в статье объясняются факторы, при которых воздействие на адресата не всегда достигает ожидаемого эффекта.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, политический дискурс, политическая метафорология, метафорическое моделирование, метафорические модели, политические метафоры, языковые единицы, поликодовые тексты, мемы, демотиваторы, фасцинация, фасцинативный эффект, информационно-психологическое воздействие, информационно-психологическое оружие
Abstract: The article discusses theoretical and applied foundations of the use of polycode texts for the purposes of information and psychological impact. Modern media discourse abounds in messages with an emotionogenic configuration, among which memes and demotivators stand out. They represent concentrated fragments (units) of information and fascination that are aimed at discrediting the chosen target and/or creating a certain picture of reality. Their demonstration format, which is effective for perception and understanding, combines both emotional-aesthetic and cognitive-ideological aspects, bringing them closer to the “standard” of information and psychological impact. The memes containing images of politicians are obviously close to political cartoons related to them in genre and purpose, which are based on visual metaphor and the effect of carnivalization. The effectiveness of memization in terms of impact leads to the fact that it is often possible to talk about a full-fledged memetic warfare, the purpose of which is to establish control over the enemy's information space and achieve dominance in the development of media narrative on the relevant topic. The article also explains the factors under which the impact on the addressee does not always achieve the expected effect.
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, political discourse, political metaphorology, metaphorical modeling, metaphorical models, linguistic units, polycode texts, memes, demotivators, fascination, fascinative effect, information and psychological impact, information and psychological weapons

Для цитирования:

Зарипов, Р. И. Теоретико-прикладные основы использования мемов, демотиваторов и других поликодовых текстов в целях информационно-психологического воздействия / Р. И. Зарипов. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №2. – С. 40-47.

For citation

Zaripov R. I. (2025). Theoretico-Applied Foundations for the Use of Memes, Demotivators and Other Polycode Texts for the Purposes of Information and Psychological Impact // Political Linguistics. – 2025. – №2. – P. 40-47.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.