Архив журнала
Градация метафор в зависимости от образности и уровня вовлечения интеллекта
- 470
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Метафора, как наиболее частотная речевая фигура, занимает важное место в лингвокультурной парадигме носителей любого языка и является ведущим механизмом организации их социально-культурного опыта. Она оказывает эксплицитное и имплицитное когнитивное воздействие на все сферы человеческой жизни, поскольку речевые метафоры используются во всех формах коммуникации. В рамках статьи речь идет о метафоре и механизмах ее функционирования, а также о том, как мы воспринимаем и понимаем метафорические выражения. Рассмотрена роль образов в процессе осмысления метафор, поскольку образная реакция — это самый быстрый способ расшифровать и понять метафору. Метафоры рассматриваются не только как средство придания высказыванию особой выразительности и как механизм порождения cмыcлов разного уровня сложности. Получили рассмотрение на предмет сохранения образности так называемые «избитые» метафоры. Представлена классификация метафор исходя из уровня задействования образов и с опорой на исследования о кристаллизованном и гибком видах интеллекта. В результате продемонстрировано то, как посредством лексических инвариантов осмысляются и содержательно определяются объекты высокой степени абстракции.
Ключевые слова: метафорология, метафорическое моделирование, метафорические модели, классификация метафор, языковые единицы, когнитивная лингвистика, метафорические образы, метафорические единицы, лексический инвариант, кристаллизованный интеллект, гибкий интеллект, метафоричность, многозначное слово
Abstract: Metaphor, as the most frequent figure of speech, occupies an important place in the linguocultural paradigm of native speakers of any language and is the leading mechanism for organizing their sociocultural experience. It exerts explicit and implicit cognitive influence on all spheres of human life, since speech metaphors are used in all forms of communication. The article deals with metaphor and the mechanisms of its functioning, as well as about the way we perceive and understand metaphorical expressions. The authors consider the role of images in the process of metaphor comprehension, since image response is the fastest way to decipher and understand a metaphor. Metaphors are considered not only as a means of creating special expressiveness, but also as a mechanism for generating meanings of different levels of complexity. The so-called “trite” metaphors have been explored to see if they preserve their figurative potential. The article presents a classification of metaphors based on the level of imagery involvement and with reference to the theory of crystallized and flexible types of intelligence. As a result, it is demonstrated how objects of a high degree of abstraction are conceptualized and semantically defined by means of lexical invariants.
Key words: metaphorology, metaphorical modeling, metaphorical models, classification of metaphors, language units, cognitive linguistics, metaphorical images, metaphorical units, lexical invariant, crystallized intelligence, flexible intelligence, metaphoricity, polysemantic word
Для цитирования:
Песина, С. А. Градация метафор в зависимости от образности и уровня вовлечения интеллекта / С. А. Песина, Л. Г. Юсупова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №3. – С. 41-49.
For citation
Pesina S. A., Yusupova L. G. (2025). Gradation of Metaphors According to Imagery and Level of Intellectual Involvement // Political Linguistics. – 2025. – №3. – P. 41-49.
