Файл статьи: PDF
Аннотация: Данная работа посвящена анализу метафорического образа президента Турции Р. Эрдогана в российских медиатекстах. Метафорический образ политического лидера был рассмотрен как результат оценочной категоризации субъекта политической деятельности, представленный совокупностью ценностей, приписываемых политику. Цель работы — выделить доминантные ценностные компоненты, рассмотреть аксиологические составляющие метафорического образа политического лидера. Материалом исследования послужили метафорические контексты (800 ед.), отобранные методом сплошной выборки. Использовались текcты одной тематической направленности: все тексты посвящены деятельности президента Турции Р. Эрдогана. Временной период отобранных текстов составляет 2017–2023 гг. Метафоры были объединены по принципу соответствия определенному ценностному компоненту. В содержании метафорического образа президента Турции Р. Эрдогана выделены компоненты, транслирующие антиценности, псевдоценности, ценности. Антиценность «Обман» представлена игровыми, криминальными, цирковыми, торговыми метафорами. Антиценность «Опасность» представляют анималистические, милитарные, криминальные метафоры. Метафоры данного кластера конструируют образ врага, актуализируют семы опасности, угрозы. Кластеры антиценностей транслируют исключительно негативную оценку. Псевдоценность «Предприимчивость» представлена торговой метафорой. Псевдоценность «Амбиции» транслируется монархической метафорой. Характер оценки кластеров псевдоценностей разнообразен: преобладают негативные, иронические образы, однако зафиксированы метафоры, аксиологический модус которых скорее позитивный. Потенциал позитивной оценочности содержат ценностные компоненты «Ум» (включены игровая, монархическая, торговая метафоры), «Мастерство» (цирковая метафора, метафора пути). Несмотря на асимметрию в представлении негативной, иронической оценки, присутствует достаточное количество позитивных образов: авторы положительно оценивают умение Эрдогана выходить из сложных ситуаций, извлекать прибыль, удерживать свои позиции.
Ключевые слова: политический дискурс, журналистика, медиалингвистика, медиадискурс, медиатексты, СМИ, средства массовой информации, язык СМИ, языковые средства, российские СМИ, политическая метафорология, метафорическое моделирование, метафорические модели, политические метафоры, языковые единицы, метафорические образы, ценностный компонент, ценности, антиценности, псевдоценности, турецкие президенты
Abstract: The article analyzes the metaphorical image of the Turkish President R. Erdogan in Russian media texts. The metaphorical image of the political leader is viewed upon as a result of evaluative categorization of a subject of political activity, represented by a set of values attributed to the politician. The aim of the study is to distinguish the dominant value-based components and to consider the axiological constituents of the metaphorical image of this political leader. The practical research material comprises metaphorical contexts (800 units) selected via the continuous sampling method. Texts of the same thematic focus have been included: all texts are dedicated to the activities of the Turkish President R. Erdogan. The time period of the selected texts is 2017-2023. The metaphors are subdivided into groups according to a certain value-based component in their semantic structure. The metaphorical image of the President of Turkey R. Erdogan contains components that express anti-values, pseudo-values, and real values. The anti-value “Deception” is represented by game-related, criminal, circus, and commercial metaphors. The anti-value “Danger” is represented by animalistic, military, and criminal metaphors. The metaphors of this cluster build the image of an enemy and actualize the semes of danger and threat. The clusters of anti-values convey exclusively negative assessments. The pseudo-value “Entrepreneurship” is represented by a commercial metaphor. The pseudo-value of “Ambition” is conveyed by a monarchial metaphor. The evaluation nature of the pseudo-value clusters is varied: negative and ironic images predominate, but there are also metaphors whose axiological mode is rather positive. The potential for positive evaluation is contained in the value-based components “Intelligence” (including game-related, monarchial, and commercial metaphors), “Mastery” (circus metaphor, journey metaphor). Despite the asymmetry in the presentation of a negative and ironic evaluation, there are a number of positive images: the authors positively evaluate Erdogan’s ability to overcome obstacles, make a profit, and maintain his positions.
Key words: guage means, Russian media, political metaphorology, metaphorical modeling, metaphorical models, political metaphors, linguistic units, metaphorical images, value-based component, real values, anti-values, pseudo-values, Turkish presidents

Для цитирования:

Михневич, О. И. Образ президента Турции Р. Эрдогана в метафорическом зеркале российских СМИ: аксиологический аспект / О. И. Михневич. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №4. – С. 71-79.

For citation

Mikhnevich O. I. (2025). The Image of the Turkish President R. Erdogan in Russian Media: An Axiological Aspect // Political Linguistics. – 2025. – №4. – P. 71-79.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.