Вам может быть интересно:
Архив журнала
Асоциальная креативность в информационно-смысловом поле личности: результаты психолингвистического эксперимента
- 75
- Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью асоциальной креативности как значимого социокультурного феномена, влияющего на формирование информационно-смыслового поля личности, в современном урбанистическом пространстве. Объектом настоящего исследования являются граффити (зафиксированные в форме фотоизображений), прежде всего несанкционированные, наносящие вред окружающему пространству и относящиеся к категории графического вандализма. Целью исследования является изучение механизмов восприятия и обработки асоциального дискурса в языковом сознании современной молодежи, а также выявление особенностей формирования информационно-смыслового поля личности под влиянием асоциальной креативности. С учетом специфики исследуемого материала и поставленной задачи был применен психолингвистический метод — свободный ассоциативный эксперимент (участниками эксперимента стали молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, количество испытуемых составило 300 человек). Испытуемые записывали для каждого стимула первые приходящие в голову словесные ассоциации. Отмечается особая важность в рамках исследования механизмов формирования информационно-смыслового поля изучения и классификации тематических реакций, возникающих только в рамках определенного контекста. Основные результаты показали, что асоциальная креативность формирует комплексное восприятие, включающее правовую оценку, культурную реакцию, социальную интерпретацию (связь с протестом и самовыражением), эстетическую оценку (оценки красоты/безобразности), психологическую реакцию (связь с эмоциями и агрессией), экономическое восприятие (ассоциации с экономическим ущербом). Исследование подтверждает необходимость дальнейшего изучения асоциальной креативности как значимого явления современной культуры.
Ключевые слова: асоциальная креативность, вандализм, граффити, психолингвистика, психолингвистические эксперименты, свободные ассоциативные эксперименты, асоциальный дискурс, языковое сознание, молодежь, информационно-смысловые поля
Abstract: The relevance of the study can be attributed to the increasing role of antisocial creativity as a significant socio-cultural phenomenon influencing the formation of the informational-semantic field of personality in the modern urban space. The object of this research includes graffiti (in the form of photographic images), primarily unauthorized, harmful to the surrounding space and belonging to the category of graphic vandalism. The aim of the study is to explore the mechanisms of perception and processing of antisocial discourse in the linguistic consciousness of modern youth, as well as to identify the specific features of the formation of the informational-semantic field of personality under the influence of antisocial creativity. Taking into account the specificity of the material under consideration and the task set, a psycholinguistic method was applied — a free associative experiment (the participants of the experiment were young people aged 18 to 25 years, the number of the subjects was 300 people). The subjects were asked to write down the first verbal associations that came to their mind for each stimulus. The article highlights the particular importance of the mechanisms of formation of the informational-semantic field of the study and classification of thematic reactions that occur only within a certain context. The main results showed that antisocial creativity forms complex perception, including legal assessment, cultural reaction, social interpretation (association with protest and self-expression), aesthetic assessment (assessment of beauty/ugliness), psychological reaction (association with emotions and aggression), and economic perception (association with economic damage). The study confirms the need for further investigation of antisocial creativity as a significant phenomenon of modern culture.
Key words: antisocial creativity, vandalism, graffiti, psycholinguistics, psycholinguistic experiments, free associative experiments, antisocial discourse, linguistic consciousness, youth, informational-semantic fields
Для цитирования:
Бабикова, М. Р. Асоциальная креативность в информационно-смысловом поле личности: результаты психолингвистического эксперимента / М. Р. Бабикова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №5. – С. 136-140.
For citation
Babikova M. R. (2025). Antisocial Creativity in the Informational-Semantic Field of Personality: Results of a Psycholinguistic Experiment // Political Linguistics. – 2025. – №5. – P. 136-140.
