Вам может быть интересно:
Архив журнала
Фрейминг образа России в публичных выступлениях Федерального канцлера Германии Ф. Мерца
- 202
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью работы является экспликация фреймовой структуры, используемой в публичных выступлениях Федерального канцлера Германии Фридриха Мерца для создания медийного образа России. Методологическую основу исследования составляет теория политического фрейминга, позволяющая выявить идеологически ангажированную интерпретацию действительности в текстах политического дискурса. Методами фреймового, контекстуального и семантического анализа эксплицирован единственный на данный момент стратегический медиафрейм в отношении России — «Angriffskrieg» (военная агрессия) и его слоты: «характер войны», «жертва», «агрессор», «союзники жертвы». Языковое заполнение каждого слота описывается на основе контекстов, содержащих ключевые слова Russland, russisch, Putin, Moskau. Попутно прослеживаются механизмы фреймирования, заключающиеся в отборе / умолчании фактов в целях определенной атрибуции проблемы, артикуляции ее причин, моральной оценки и предлагаемых решений. Анализ семантики фрейма «военная агрессия» обнаруживает преобладание риторики демонизации России, тенденциозность в отборе фактов, доминирование фасцинации над рациональной аргументацией. Фрейминг действительности осуществляется канцлером Ф. Мерцем с опорой на глубоко укоренные в западном социокультурном пространстве русофобские стереотипы и подчиняется таким требованиям медиалогики, как упрощение, стереотипизация, драматизация и др. По результатам исследования делается заключение о пропагандистском характере выявленного фрейма, его направленности на запугивание западной медиааудитории скорой «агрессией» России против Европы и на легитимацию в общественном мнении западных стран военных приготовлений НАТО и ФРГ.
Ключевые слова: политический дискурс, политическая лингвистика, журналистика, медиалингвистика, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, немецкие СМИ, политический фрейминг, фреймы, пропаганда, медиаобразы, образ России, политическая риторика, публичная речь, публичные выступления, Ф. Мерц
Abstract: The aim of this paper is to explicate the frame structure, which is used in the public speeches of German Federal Chancellor Friedrich Merz to create the media image of Russia. The methodological basis of the research is the theory of political framing, which makes it possible to reveal the ideological interpretation of reality in texts of political discourse. Using the methods of frame analysis and contextual and semantic analysis, the only one contemporary strategic media frame for Russia has been explicated — “Angriffskrieg” (military aggression) and its slots: “character of the war”, “victim”, “aggressor”, and “victim's allies”. The linguistic content of each slot is described on the basis of the contexts containing the keywords Russland, russisch, Putin, Moskau. Simultaneously, the author also traces the framing mechanisms, consisting in the selection / non-disclosure of facts in order to define a problem, to give its causal interpretation and moral evaluation, and to suggest solutions. The analysis of the semantics of the frame of “military aggression” reveals the predominance of the rhetoric of demonization of Russia, tendentiousness in the selection of facts, and the dominance of fascination over rational argumentation. The framing of reality is carried out by Chancellor F. Merz with the help of the Russophobic stereotypes deeply rooted in the Western socio-cultural space and comply with such requirements of media logic as simplification, stereotyping, dramatization etc. Based on the results of the study, a conclusion is drawn about the propaganda nature of the revealed frame, its focus on intimidating the Western media audience with Russia's imminent “aggression” against European countries and legitimizing the military preparations of NATO and Germany in the western public opinion.
Key words: political discourse, political linguistics, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, German media, political framing, frames, propaganda, media images, image of Russia, political rhetoric, public speeche, public addresses, F. Merz
Для цитирования:
Негрышев, А. А. Фрейминг образа России в публичных выступлениях Федерального канцлера Германии Ф. Мерца / А. А. Негрышев. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №5. – С. 111-121.
For citation
Negryshev A. A. (2025). Framing the Image of Russia in Public Speeches of the Federal Chancellor of Germany F. Merz // Political Linguistics. – 2025. – №5. – P. 111-121.
