Архив журнала
ДИСКУРСИВНЫЕ МАРКЕРЫ МАНИПУЛЯЦИИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНО-ОЦЕНОЧНОГО АКТА ГОВОРЯЩЕГО
- 552
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме распознания манипуляции с точки зрения использования говорящим
синтаксических, лексико-семантических и риторико-стилистических приемов. Они рассматриваются как методы субъективной
подачи информации с целью оказания влияния на массовое сознание. К разряду языковых средств манипуляции можно отнести
категории синтаксических (выбор нужной модальности, корректировка залога, нанизывание параллельных конструкций, использование повторов, парцелляции), лексико-семантических (окказионализмы, омонимы, полисеманты, дисфемизмы, эвфемизмы,
конверсивы, гиперонимы и аффективы, а также использование оценочной, агнонимичной, жаргонной и коннотированной лексики
и модальных конструкций) и риторико-стилистических приемов. Особое внимание уделяется широкому спектру риторических
приемов манипулирования, которые разбиваются на подгруппы в зависимости от коммуникативно-прагматических установок
говорящего (логические уловки, или семантические приемы манипуляции: импликатуры, в том числе пресуппозиции, псевдоаргументация — нарушение правила однозначности и тождества тезиса, логические противоречия в аргументах, преподнесение
единичного факта под видом закономерности; психологические уловки: аргументы к «публике», «страху», «личности»; риторические вопросы, воздействующие, в отличие от логических, не на мышление, а на чувства). Поднимается вопрос о методах эмоционального воздействия, наиболее значимыми из которых являются пропаганда и агитация. В работе подтверждается вывод о
том, что формирование дискурсивных практик в политическом дискурсе находится в прямой зависимости от выбора говорящим
манипулятивных стратегий и тактик, и это требует непрестанного изучения со стороны языковедов и дискурсологов
Ключевые слова: манипулятивные стратегии; манипулятивные тактики; речевая деятельность; речевые акты; лексическая семантика; политическая риторика; массовое сознание; речевое воздействие; политический дискурс
Abstract: The article discusses the problem of revealing manipulation on the basis of the analysis of syntactic, lexico-semantic and
rhetoric-stylistic devices used by the speaker. They are treated as the methods of subjective news presentation to manipulate mass consciousness. The verbal means of manipulation are the categories of syntactic means (modality, voice, parallel constructions, repetition, parcellation), lexico-semantic means (occasionalisms, homonyms, polysemantic words, dysphemisms, euphemisms, converse terms, hyperonyms,
affectives, evaluative words, jargonisms, connotative words and modal constructions), and rhetoric-stylistic means. Special attention is paid
to the wide variety of rhetoric means of manipulation, which are divided into sub-groups according to communicative-pragmatic position of
the speaker (logic ploys or semantic means of manipulation: implicatures, including presupposition, pseudo-argumentation – violation of the
norms of monosemy and equivalence of a statement, logic contradictions of arguments, presentation of a single fact as a regular pattern;
psychological tricks: arguments appealing to the “public”, “fear”, “person”; rhetoric questions, as different form logic questions, have
manipulative function, appeal to the feelings rather than logic). The methods of emotional manipulation, the most important of which are
propaganda and agitation, are discussed. The article proves that formation of discursive practices in political discourse depends on the
choice of manipulative strategies and tactics, which should be constantly studied by the linguists and discourse experts
Key words: manipulative strategies; manipulative tactics; speaking; speech acts; lexical semantics; political rhetoric; mass consciousness; verbal influence; political discourse