Архив журнала
«ЯЗЫКОВОЙ КОД» ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В. В. ПУТИНА 2012—2015 ГГ.)
- 512
- Рубрика: РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты проведённого качественного контент-анализа выступлений президента РФ В. В. Путина. Особое внимание при анализе уделялось следующим аспектам текстов: 1) характеристики современного
внутреннего и внешнего политического развития в интерпретации В. В. Путина (вызовы, риски, угрозы); 2) приоритеты и стратегические направления развития России в контексте обозначенных условий; 3) целевые установки президента как политического
лидера; 4) оценочные суждения президента России по тому или иному вопросу. Для качественного контент-анализа целесообразно акцентировать внимание на речевых приемах и образных средствах речи, используемых в риторике Президента РФ: метафорах, сравнениях, а также приемах формирования образов, ценностных представлений. Выявлены доминирующие устойчивые обороты речи и лексемы в текстах выступлений президента России, создающие положительную и отрицательную оценку фактов
или событий. Определено, что стратегия власти строится на традициях, являющихся инструментом консолидации общества,
построения единого коммуникативного политического пространства. В качестве частотного средства политической коммуникации можно выделить использование метафор, исторических и национальных образов (например, образ медведя как национального символа России), событий прошлого. Выявлено, что основным приёмом создания образа в выступлениях В. В. Путина является контраст. Доказано, что «языковой код» политической коммуникации дихотомичен: с одной стороны, он обусловлен национальными традициями (используются понятия «традиция», «национальная идентичность», «общее прошлое», «история»), с другой — общечеловеческими ценностями («доверие», «обратная связь», «диалог», «уважение», «человеческий капитал», «человеческий ресурс»)
Ключевые слова: «языковой код» политической коммуникации; политическая коммуникация; инновационная модель
управления; власть и общество; национальная традиция; качественный контент-анализ; лексема; устойчивые обороты речи;
риторика; диалог
Abstract: The article presents the results of a qualitative content analysis of the speeches of the president of the Russian Federation V.V. Putin. Special attention is paid to the following aspects of the texts: 1) characteristics of the modern internal and external development in V.V. Putin’s interpretation (challenges, risks and threats); 2) priorities and strategic directions of development of Russia in these
conditions; 3) goals of the president as a political leader; 4) axiological statements of V.V. Putin on different questions. In order to conduct
a qualitative content analysis it is necessary to concentrate attention on figures of speech and figurative language means used by the president: metaphors, similes and techniques of creation of images and value orientations. The article brings out the dominant stable expressions
and lexemes in the texts of President Putin, which create a positive or a negative evaluation of facts or events. It is found out that the strategy
of power is built upon traditions, which turn out to be an instrument of consolidating society and building a uniform communicative political environment. Among the most commonly used means of political communication one finds metaphors, historical and national images (e.g.
the image of a bear as a national symbol of Russia) and past events. It is shown that contrast is the main method of image creation in the
speeches of V.V. Putin. The article argues that the “language code” is characterized by a dichotomy: on the one hand, it depends on national traditions (the uses of the notions of “tradition”, “national identity”, “common past”, “history”, etc.), on the other hand, it is subject to
influence of universal human values (“trust”, “feedback”, “dialogue”, “respect”, “human capital”, “human resources”, etc.)
Key words: “language code” of political communication, political communication, innovative management model, government
and society, national tradition, qualitative content analysis, lexeme, stable expressions, rhetoric, dialogue