Архив журнала
ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В АНЕКДОТАХ О НОВЫХ РУССКИХ
- 580
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Рассматривается соотношение доминирующих ценностей в современной России применительно к богатству, социальному неравенству, справедливости и судьбе. Нувориш как социокультурный типаж получает в сознании носителей
современной русской культуры преимущественно отрицательную оценку, однако можно установить условную оценочную шкалу,
на одном полюсе которой — абсолютное неприятие этих людей, а на другом — скрытое отождествление с ними. В основном
новые русские показаны в анекдотах как баснословно богатые, чудовищно невежественные и по-своему несчастные люди. Высмеивание новых русских представляет собой форму самозащиты большинства населения нашей страны. Критическое отношение к богачам в современных анекдотах соотносимо с советскими анекдотами о грузинах, но есть существенная разница: жители солнечного юга показаны не только как состоятельные, но и как жизнерадостные и импульсивные люди, в то время как в образе новых русских акцентируется их криминальная суть и невежество. Существует определенное возрастное различие в оценке
новых русских: их безоговорочно осуждает преобладающая часть пожилого населения страны, а молодежь не столь категорично
настроена против их образа жизни, отчасти потому, что эти персонажи сами достаточно молоды. Образ новых русских вызывает резкий протест у представителей интеллигенции, испытавшей разочарование по поводу основных результатов изменения
ценностей в обществе: на смену бюрократической номенклатуре пришли представители криминального сообщества
Ключевые слова: ценности; лингвокультурология; картина мира; анекдот; новые русские
Abstract: The article deals with values correlation in modern Russia concerning wealth, social inequality, justice and fate. A nouveau riche as a cultural personality type is mostly negatively evaluated in modern Russian culture, but it is possible to make a tentative values scale with two polar positions — people who feel antagonistic to New Russians and people who implicitly identify themselves with them.
New Russians in jokes are exposed mostly as fabulously rich, strikingly illiterate and in a way desperately unhappy people. New Russians
are ridiculed in jokes because it is a way of self-defense for the majority of the population of our country. A critical attitude to the rich is
comparable to that which was common in the jokes circulating in the Soviet Union about the Georgians, but there is a drastic difference both
in the mood and in accents of ridicule: the Georgians are shown not only as very affluent but also very cheerful and impulsive people whereas new Russians are exposed as illiterate criminals. A certain age difference in perception of the nouveau riche is also important to mention:
they are categorically condemned by the people of advanced age whereas the young are not so categorical, partially due to the fact that New
Russians are also rather young. The image of a new Russian is mostly painful to the Russian intelligentia who feel frustration after ruined
hopes concerning the results of the change of values in our society: the bureaucratic nomenclature rule was exchanged for criminal community reign in the state
Key words: values; linguocultural studies; mapping of the world; joke; new Russians