Архив журнала
ВЛИЯНИЕ МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО НАСТРОЯ
- 489
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье на примере российского и американского военного медиадискурса рубежа ХХ—XXI вв.
рассматриваются основные представления о военно-патриотической модели поведения в условиях военных действий. Цель статьи заключается в выявлении подходов к формированию военно-патриотической модели, выраженной
речевыми и визуальными средствами военного медиадикурса. Сопоставление речи и поведения в военных действиях
персонажей американского и российского медийного дискурса, посвященного «длительным» войнам второй половины ХХ в., включенного в социокультурный контекст разных периодов создания элементов данного дискурса, позволяет дать психолого-лингвистическое обоснование структуры и восприятия таких моделей и описать их роль в
формировании отношения к событиям и героям описываемых действий и моделей поведения адресата (индивида).
Результаты исследования демонстрируют эффективность подходов, позволяющих художественными средствами
дискурса на основе выверенного отбора языковых средств воздействовать на представления адресата о роли личности в войне, ее типической этнокультурной структуре, формах проявления патриотизма; выявленные в ходе
исследования подходы, основанные на методах исторического, сравнительно-сопоставительного, интертекстуального и траснформационного анализа, могут быть применены не только в лингвистических, политических или
социологических исследованиях, но также в качестве шаблонов для создании стимульного материала в работе
практических психологов, в тренингах при подготовке специалистов экстремальных профессий, могут быть полезны, при критическом осмыслении, специалистам, работающим в сфере воспитания молодежи. Описанные в статье
военно-патриотические модели сохраняют актуальность, а выявленные аспекты их формирования и функционирования объясняют особенности такого рода методов речевого и визуализированного воздействия на адресата в
контексте его государственной идентичности
Ключевые слова: медийный дискурс; патриотизм; военно-патриотическая модель; русский язык; восприятие; символ; исторический анализ; сравнительно-сопоставительный анализ; интертекстуальный анализ;
траснформационный анализ
Abstract: The article deals with typical interpretations of the military patriotic behavioral model in warfare conditions in the Russian and American military media discourse of the 20th-21st centuries. The aim of the article is to identify the
approaches towards military patriotic model formation represented by spoken and visual means of military media discourse.
The comparison of speech and behavior of participants of the American and Russian media discourse in warfare conditions
devoted to long-term wars of the 20th century within the framework of social and cultural context in different periods of discourse elements formation, gives psychological and linguistic grounds for the structure of perception of such models and
helps describe their role in the attitude towards the events and people of that time and their behavioral models. The results of
the undertaken research show the effectiveness of the approaches which influence the addressee`s perception of the individual importance in war and his typical ethno-cultural structure, forms of patriotism with emphasis on special selection of language means. The described approaches based on historical, comparative, intertextual and transformational methods of
analysis can be applied not only in linguistic research, but also in political and sociological studies. It is reasonable to use
the above mentioned approaches as patterns for stimulus materials in the work of psychologists, in the preparation of extreme situations specialists, and for critical reconsideration in youth up-bringing. The analyzed military patriotic models are
quite topical and the revealed aspects of their formation and functioning throw light on the peculiarities of such methods of
spoken and visual influence on the addressee in the context of his national identity
Key words: media discourse; patriotism; military patriotic model; the Russian language; perception; symbol; historical analysis; comparative analysis; intertextual analysis; transformational analysis