Архив журнала
«DIE RUSSEN KOMMEN» КАК СТЕРЕОТИПНЫЙ МАРКЕР НЕМЕЦКОГО ЛИНГВОСОЦИУМА: ВОЕННАЯ ПРОПАГАНДА И МАРКЕТИНГ
- 525
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описывается специфика немецкого выражения «Die Russen kommen». Определяются
причины возникновения его когнитивной составляющей как угрозы «русского похода» и демонстрируется расслоение когнитивных массивов сегодня — утрата негативной прагматической и концептуальной составляющих «русского нашествия» во время Второй мировой войны.
Последовательность изложения информации в статье подчинена хронологическому принципу: в первой части — обсуждение истории взаимоотношений народов и властей России и Германии с начала ХХ в. по нынешнее время, затем — историческое обоснование прецедентного феномена «Die Russen kommen», основанное на воспоминаниях
очевидцев — участников Второй мировой войны. В заключительной части работы выражение «Die Russen kommen»
рассматривается как стереотипный маркер немецкого лингвосоциума, употребляемый сегодня по отношению к
России и ее жителям. Выражение предстает как часто встречающийся конструкт заголовков публицистических
текстов и лозунгов для мероприятий, проводимых на территории Германии.
Статья наглядно демонстрирует трансформацию когнитивной структуры предложенного прецедентного
феномена, созданного немецкой военной пропагандой для внушения страха в годы войны, а в настоящее время используемого в маркетинговых целях с четкой прагматической установкой на привлечение внимания
Ключевые слова: немецко-русские отношения; Вторая мировая война; современные СМИ Германии; заголовок статьи
Abstract: The paper describes the specific nature of the German expression “Die Russen kommen” that allows to
identify the roots of its cognitive constituent that is being perceived as a threat of “the Russian campaign” and to demonstrate the stratification of the cognitive massifs today, in particular, the loss of negative pragmatic and conceptual constituents of “the Russian invasion” during World War II.
The manner of presentation of information in the article is subject to chronological order: the first part deals with the
discussion of the history of relations between the peoples and the authorities of Russia and Germany from the beginning of
the twentieth century to the present time; then comes the historical case study of the expression “Die Russen kommen”, based
on the recollections of the participants of World War II. In the concluding part of the paper, the expression “Die Russen
kommen” is seen as a stereotypical marker of the German lingual society. The expression is frequently used as a title of journalistic texts and slogans of events in Germany.
The paper describes the transformation of the cognitive structure of the expression “Die Russen Kommen”: it was created by the German war propaganda to instill fear, but at the present time it is used for marketing purposes with a pragmatic
aim to attract attention
Key words: Die Russen kommen; German-Russian relations; World War II; modern German mass media; article
heading