Архив журнала
МАЙДАН В МЕТАФОРИЧЕСКОМ ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКИХ МАССМЕДИА
- 390
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается новый концепт «майдан», вошедший в мировую политическую концептосферу в
связи с событиями на Украине. Объектом исследования являются метафорические модели, репрезентирующие названный концепт в российских массмедиа. Метафоры классифицируются по сферам-источникам («Стихия», «Театр и кино», «Игра»,
«Спорт», «Война», «Медицина», «Религия»). Используемые в СМИ для характеристики майдана метафоры в большинстве своем
обладают оценочными коннотациями, чаще — негативными, реже — позитивными, что зависит преимущественно от редакционной политики издания и конкретной политической ситуации. Акцентирование внимания на деструктивных и опасных особенностях майдана, проявляющееся особенно ярко в морбиальных и милитарных метафорах, а также в метафорах стихий, становится одним из способов реализации общей дискурсивной стратегии авторов российских массмедиа — сформировать в сознании читательской аудитории образ негативно окрашенного политического события, предостеречь читателей, не допустить подобных
событий на территории России (например, Украина, ее политические и экономические структуры предстают как страдающий
от болезни человек, которому необходима помощь профессиональных медиков — политиков; майдан уподобляется вырвавшейся
из берегов реке, бурным потоком обрушившейся на страну, или пожару)
Ключевые слова: политическая коммуникация; концептуальные метафоры; метафорические модели; метафорическое моделирование; политическая метафорология; украинский кризис; медиатексты; медиадискурс; медиалингвистика; СМИ;
средства массовой информации; Майдан
Abstract: The paper describes a new concept “Maidan” that entered the global political concept sphere after the notorious events
in Ukraine. The object of this research is metaphorical models representing the abovementioned concept in mass media. Metaphors are
classified according to their source-domains (“Nature”, “Theatre and Cinema”, “Game”, “Sport”, “War”, “Healthcare”, “Religion”.) Most of the metaphors, used in mass media to describe Maidan, have negative evaluative connotations; positive ones are less frequent. The
choice between positive or negative metaphor depends on the policy of the editorial board of the publishing house and the current political
situation. Focus on destructive and dangerous features of Maidan, that is especially obvious when military, morbid and nature metaphors
are used, is one of the ways to introduce the discursive strategy of the Russian mass media – to create in the minds of the audience the image
of a negatively colored political event, to prevent the readers from the same actions on the territory of Russia (for example, Ukraine, it economic and political bodies are represented as a human being suffering from a serious disease who needs help of qualified doctors; Maidan is
compared with a river in flood, a current that is impossible to stop or a fire)
Key words: political communication; conceptual metaphors; metaphorical models; metaphorical modeling; political metaphorology; Ukrainian crisis; media texts; media discourse; media linguistics; media; mass media; Maidan