Вам может быть интересно:
Архив журнала
«НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ…», ИЛИ ЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСТИЦЫ В МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНИКАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ НЕМЕЦКИХ СМИ)
- 349
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена манипулятивным техникам воздействия на сознание и поведение человека, которые исследуются на материале немецких СМИ. А значит, в него можно вторгнуться и исказить программу, лишив человека возможности делать правильные умозаключения. На этом и базируется любое манипулятивное воздействие и разрабатываются его приемы и тактики, среди которых можно выделить диффамацию (распространение компрометирующих слухов), комморацию (повторение одной и той же мысли разными словами), сублимацию (превращение неприемлемого поведения в приемлемое), а также
навешивание ярлыков, использование эвфемизмов, умолчание, обращение к полуправде и др. Рассматривается манипулятивный
потенциал логических частиц. К логическим частицам в немецком языке относятся такие слова, как «auch» (также, тоже),
«noch» (ещё), «schon» (уже), «nur» (только), «sogar» (даже) и т. д., играющие важную роль в организации мыслительных процессов и восприятии передаваемой информации. С помощью частиц авторам удается скрыто проводить свою позицию и настраивать читателя на определенную волну восприятия информации. Манипуляция в высказываниях с логическими частицами при этом
приводит к следующим результатам: создается аксиологический контекст, где за счет экспликации дополнительных положительных/отрицательных характеристик программируется оценка; изменяются представления о происходящих событиях; усиливается нагнетание ситуации. зная технологию использования логических частиц можно успешно избежать манипулятивных
атак со стороны источников информации
Ключевые слова: манипуляция сознанием; политический дискурс; медиапространство; немецкие СМИ; средства массовой информации; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; манипулятивное воздействие
Abstract: The paper discusses manipulative techniques to influence the consciousness and behavior of people, that are found in
the German mass media. It is possible to persuade a person to think in a certain way, and thus deprive them of the ability to come to logical
conclusions. This is the basis of manipulation. The main techniques and tactics of manipulation are defamation (the spread of gossip), commemoration (repetition of one and the same idea using different words), sublimation (transformation of indecent behavior into decent), pinning labels, the use of euphemisms, omission, half-truth, and others. Manipulative potential of logical particles is analyzed in this article.
Logical particles in German include «auch» (also), «noch» (else), «schon» (yet), «nur» (only), «sogar» (even), etc. They play a great role in
the mental processes that accompany comprehension. With the help of these particles the authors can introduce and promote their views, as well as tune the readers. Manipulation in the sentences containing logical particles has the following results: axiological context is built in
which evaluation is given by means of the negative or positive characteristics; the view of the event is changed; tension is accelerated.
If readers know the technology of the use of logical particles, they can resist manipulation of mass media
Key words: manipulation of consciousness; political discourse; media space; German mass media; mass media; media linguistics;
media discourse; media texts; manipulation