Файл статьи: PDF
Аннотация: В работе проанализированы формальная, семантическая, функциональная и прагматическая составляющие идеологемы «Русская весна». Материалом исследования является газетный корпус Национального корпуса русского языка и публикации в средствах массовой информации политического медиадискурса. Графема «русская весна» в НКРЯ имеет пять вариантов орфографического облика слова, аллографов: Русская Весна / Русская весна / русская весна / «Русская весна» / «русская весна». Методом рефлексирования сформулированы восемь коммуникативных значений идеологемы (календарное время года, ассоциирующееся с пробуждением тепла и света; духовное очищение во время Великого поста; переориентация политики России, направленная на приоритетное развитие национальной экономики; начавшиеся в 2014 г. национально-освободительные выступления пророссийских патриотов в городах юго-восточной Украины; фактор мировой политики; безвременье, связанное с ожиданием присоединения ДНР к России; мировое влияние русской культуры, науки и т. п.; представление о неевропейском пути развития для ряда стран). Коммуникативные значения первое и восьмое являются номинативными, в контексте словоупотребления для первого возможным является номинативно-оценочный фокус. Коммуникативные значения от второго до седьмого — идеологизированными, эксплицируют в большей степени мелиоративную (2, 3, 5, 7), реже амбивалентную (4) либо пейоративную оценочность (6). Наиболее продуктивным является четвертое коммуникативное значение. Отдельно охарактеризованы омонимичные наименования. Определен прагматический заряд. Установлено, что реализация последнего обусловлена спецификой микро- и макроконтекста, поверхностной и глубинной корреляцией с идеологемой «Русский мир», атрибутами-актуализаторами, метафорической персонализацией образа, развернутой метафоризацией образа с включением широкого спектра ассоциативных компонентов
Ключевые слова: политический дискурс, политическая идеология, идеологемы, идеологема «Русская весна», Русский мир, русский язык, лексикология русского языка, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, российские СМИ, Национальный корпус русского языка, графемы, аллографы, коммуникативное значение, прагматический заряд
Abstract: The paper analyzes the formal, semantic, functional and pragmatic components of the ideologeme “russkaya vesna” (Russian spring). The research material is taken from the newspaper corpus of the National Corpus of the Russian Language and publications in the mass media of political media discourse. The “russkaya vesna” grapheme has five variants of spelling (five allographs) in the NCRL: Russkaya Vesna / Russkaya vesna / russkaya vesna / “Russkaya vesna” / “russkaya vesna”. By the method of reflection, eight communicative meanings of the ideologeme are formulated (the calendar season associated with the awakening of warmth and light; the spiritual purification during Lent; the reorientation of Russian policy aimed at the priority development of the national economy; the national liberation demonstrations of proRussian patriots in the cities of southeastern Ukraine that began in 2014; the factor of world politics; the timelessness, related to the expectation of the DPR joining Russia; the global influence of Russian culture, science, etc.; an idea of a nonEuropean development path for a number of countries). The first and eighth communicative meanings are nominative; in the context of word usage, a nominative-evaluative focus is possible for the first meaning. Communicative meanings two to seven are ideologized and explicate to a greater extent the meliorative (2, 3, 5, 7), less often ambivalent (4) or pejorative evaluation (6). The fourth communicative meaning is the most productive one. Homonymous nominations are characterized separately. The pragmatic charge has been determined. It has been found that the realization of the latter depends on the specificity of the micro- and macro-context, surface and deep correlation with the ideologeme “russkiy mir”, attributes-actualizers, metaphorical personalization of the image, and expanded metaphorization of the image with the inclusion of a wide range of associative components
Key words: political discourse, political ideology, ideologemes, the ideologeme “russkaya vesna”, Russian world, Russian language, Russian lexicology, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, Russian media, National Corpus of the Russian Language, graphemes, allographs, communicative meaning, pragmatic load

Для цитирования:

Стародубец, С. Н. Идеологема «Русская весна» в языковой картине русского мира / С. Н. Стародубец, А. А. Дариков. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №2 . – С. 144-151.

For citation

Starodubets S. N., Darikov А. A. (2024). The Ideologeme “Russkaya vesna” in the Russian Linguistic Worldview // Political Linguistics. – 2024. – №2 . – P. 144-151.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.