Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается интеракциональный подход к исследованию эристического дискурса как средства выражения агональной интенциональности коммуникантов. Предметом исследования становится характерная для французской политической электоральной кампании коммуникативная ситуация прямого общения политиков с «простыми избирателями», которая является привычным форматом для СМИ. Анализ видеозаписи одной из таких речевых интеракций позволяет автору показать семиотическую полимодальность французского эристического дискурса. Автор отмечает типологические особенности французской речевой системы жестов. Отмечается параллелизм эмблематических жестов французского языка с идиоматическими стереотипными формулами — фразеологическими рефлексами. В рассматриваемом речевом взаимодействии эмблематические жесты сопровождаются определенной спонтанно-эмоциональной двигательной схемой, которую автор рассматривает как хореографию эристического речевого взаимодействия. В статье на основе анализа динамики речевого контакта выводится типология эристических жестов, среди которых индексально-интерперсональные, аутореферентные, квазиаутореферентые, метафоро-метонимические, дистанционно-аксиологические, делокутивно-аттенциональные жестовые знаки. В структуре эристического дискурса выделяется элементарная семиотическая единица — эристема, имеющая в плане содержания варьирующуюся пропозициональную и константную иллокутивную составляющую, передающую агональную интенциональность коммуниканта. В плане выражения эристема представлена паравербальным, вербальным и кинетическим уровнями. На фоне эмоционального напряжения пропозициональный план дефокусируется и происходит выдвижение в фокус жестовой и кинестетической составляющей эристемы как семиотического целого. Фиксация и полимодальный анализ эристической речевой интеракции позволяет выявить речеязыковые (кинестетические, лексические, синтаксические, идиоматические) средства выражения речевой агрессии во французском языке
Ключевые слова: полимодальный дискурс; эристический дискурс; речевая интеракция; интеракциональная лингвистика; политическая коммуникация; французский язык
Abstract: The article deals with an interactive approach to the study of eristical discourse as a means of expressing the agonal intentionality of communicants. The subject of the study is the communicative situation of direct communication between politicians and “ordinary voters”, which is an indispensable format of the French political electoral campaign. The analysis allows to show the semiotic polymodality of French eristical discourse. The author notes the typological features of the French system of gestures. The parallelism of the emblematic gestures of the French language with idiomatic stereotypical formulas — phraseological reflexes — is noted. In the analyzed speech interaction, the emblematic gestures are accompanied by a certain spontaneously-emotional motor scheme, which the author considers as a choreography of the eristical speech interaction. The article on the basis of the dynamics of the speech contact gives a typology of eristical gestures, such as index-interpersonal, autoreferential, quasi-autoreferential, metaphor-metonymic, emotive-axiological, delocutiveintentional gestural signs. In the structure of eristical discourse there is an elementary semiotic unit which contains a changeable propositional and constant illocutionary component, transmitting the agonal intentionality of a communicant. From the point of view of expression the eristem is presented on the para-verbal, verbal and kinetic levels. Against the background of emotional tension, the propositional plan is defocused and the accentuation of the gesture and kinesthetic component of eristem-unit occurs. Fixation and polymodal analysis of eristical speech allows to reveal speech-language (kinesthetic, lexical, syntactic, idiomatic) means of speech aggression in the French language
Key words: polymodal discourse; eristical discourse; verbal interaction; interactional linguistics; political communication; French

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.