Архив журнала
МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФРЕЙМА ПРИ СОЗДАНИИ ОБРАЗА РОССИИ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ
- 454
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена фреймингу как одному из способов воздействия на сознание и поведение человека. Медийный фрейминг рассматривается на материале текстов немецких СМИ о событиях, связанных с Россией. Рассмотрение информационно-аналитических текстов, посвященных внешней и внутренней политике России, показало, что читателю пытаются
навязать определенный образ страны, основанный на актуализации медийных фреймов «война», «диктатура», «неправовое государство», «опасность». Перечисленные фреймы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и часто актуализируются одновременно в рамках одного текста. Манипулятивный потенциал каждого из обозначенных фреймов может реализовываться с
помощью различных языковых средств. Наиболее распространенными при этом являются тематическая и стилистически окрашенная лексика, речевые приемы, нарушающие постулаты речевого общения, сформулированные Г. П. Грайсом, а также стилистические приемы, основанные на прагматически мотивированном отклонении от языковой нормы и ее стилистически
нейтрального варианта. Использование указанных фреймов иллюстрируется материалами прессы, посвященными футбольным
матчам. Например, в одном материале демонстрация футбольных болельщиков на Манежной площади Москвы неоднократно
заменяется лексемой «der Krieg», которая наряду с вырванной из контекста цитатой «Wir sind im Krieg», вынесенной в заголовок
публикации, создает в сознании читателей образ войны, проецирующийся впоследствии на факт действительности. Представляя
Россию как недемократичную, коррумпированную и неспокойную страну, немецкоязычные СМИ формируют, видоизменяют или
деформируют мнение реципиентов о государстве, а также часто накладывают негативный отпечаток на положительный
опыт индивида, полученный в ходе пребывания в России или личного знакомства с ее жителями
Ключевые слова: фреймы; фрейминг; манипуляция сознанием; средства массовой информации; СМИ; политический
дискурс; медиадискурс; медиатексты; медиалингвистика; немецкий язык; немецкие СМИ; язык СМИ; образ России
Abstract: The article studies framing as one of the ways of manipulation of consciousness and behavior. Media framing is analyzed on the basis of the German media texts covering the events connected with Russia. The study of informational and analytical texts
covering domestic and foreign policy of Russia revealed the fact that they are trying to instill a certain image of Russia based on the media
frames of “war”, “dictatorship”, “unlawful state” and “danger”. These frames are closely connected to each other and they often appear in
one and the same text. The manipulative potential of each frame may be enacted by different language means. The most frequent means are topic-related and stylistically colored vocabulary, conversational models violating the rules of communication introduced by H.P. Grice and
stylistic devices based on pragmatically motivated violation of the language standard and its stylistically neutral variant. The use of the
abovementioned frames is exemplified by the media materials devoted to football games. For instance, one of the articles names the public
demonstration of football fans on Manezh Square in Moscow as “der Krieg” (the War), which together with the sentence “Wir sind im
Krieg” (We are at war), taken out of the context, creates in the minds of readers the image of war projected on reality. Presenting Russia as
a non-democratic, corrupt and troubled state, the German mass media form, transform and distort the view of the readers on the country,
and have a negative impact on the positive experience of readers, which they got having visited Russia or keeping in touch with Russians
Key words: frames; framing; mind control; mass media; media; political discourse; media discourse; media texts; media linguistics; German; German medial; media language; image of Russia