Архив журнала
Вербальный портрет 2019 года через призму года 2020-го
- 438
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl20-05-04
Аннотация: В статье в социолингвистическом аспекте анализируются социальные предпосылки номинаций, получивших статус «слово года», их аксиологические характеристики, реализуемые в дискурсе; выявляется
изменение социального контекста, что влияет на языковое сознание. Задача описания номинаций 2019 года через
призму 2020 года дает возможность определить, насколько значимы и актуальны феномены, которые они репрезентируют в обществе сегодня. Несмотря на то, что проекты «Слово года» номинируют лексемы, значимые
именно в данном году, их истинная значимость становится очевидной только на расстоянии; это важная характеристика, которая помогает увидеть истинную актуальность слова. Исследование номинаций в контексте социальной ситуации 2020 года позволяет выявить, насколько значимы данные лексические единицы в социальной среде, что, в
свою очередь, указывает на вариативность языкового сознания, картины мира. Материалом исследования являются
результаты проектов «Слово года — 2019» и «Word of the Year 2019»; для проведения семантического анализа привлекаются толковые моноязычные словари. Для выявления ценностных характеристик проведен контекстный анализ функционирования номинаций в дискурсе на материале разных жанров, в том числе полимодальных, распространяемых в Интернете (социальные сети: блогеры, «Ютьюб», чаты), а также опросы информантов. В результате сопоставительного анализа русскоязычных и англоязычных номинаций по параметрам «социальная значимость», «ценностные характеристики» и «частотность» выявлено, насколько номинации резонансных феноменов одной лингвокультуры актуальны в
контексте другой; выделены общие, в определенной степени объединяющие лингвокультуры социальные проблемы, что
необходимо для эффективного межкультурного общения. На основе анализа вариативности номинаций в трансформирующемся контексте предпринимается попытка языковой прогностики
Ключевые слова: социальный контекст; языковое сознание; социолингвистика; языковые номинации;
лексемы; лексические единицы; слово года; новые слова; политический дискурс
Abstract: The article conducts a sociolinguistic analysis of social prerequisites of the lexical units nominated as
“Words of the Year 2019” and their axiological characteristics realized in discourse and explores the change of the social
context, which influences the linguistic consciousness. The task to describe 2019 nominations through the lens of 2020 makes
it possible to discover the significance and urgency of the phenomena they represent in society today. In spite of the fact that
the “Words of the Year” projects nominates lexemes of the current year, their real significance becomes salient only at a
distance. It is an important characteristic that allows seeing the real urgency of a word. The study of the nominations in the
context of the social situation of 2020 makes it possible to reveal the significance of the given lexemes in the social environment, which, in its turn, testifies to the variability of the linguistic consciousness and the worldview. The research material
includes the results of the “Words of the Year 2019” and “Words of the Year 2020” projects. Explanatory monolingual dictionaries are used for the conduct of semantic analysis. To reveal the axiological characteristics, the author has carried out a
contextual analysis of the nominations functioning in discourse on the material of different genres, including polymodal ones,
published over the Internet (on social networking websites: blogs, YouTube, chats) and organized questionnaires of informants. The comparative analysis of Russian- and English-language nominations on the parameters “social significance”, “axiological characteristics” and “frequency” has shown how much the nominations of vital phenomena of one linguoculture
are urgent in the context of the other; it has also discovered the general, to a certain extent common social problems uniting
the linguocultures under study, which is necessary for efficient intercultural communication. Based on the analysis of variability of the nominations in a transforming context, the author makes an attempt at linguistic prediction
Key words: social context; linguistic consciousness; sociolinguistics; linguistic nominations; lexemes; lexical units;
word of the year; new words; political discourse
Для цитирования:
Юзефович, Н. Г. Вербальный портрет 2019 года через призму года 2020-го /
Н. Г. Юзефович // Политическая лингвистика. – 2020. – №5. – С. 40-47. DOI 10.26170/pl20-05-04.
For citation
Iuzefovich, N. G. A Verbal Portrait of 2019 Through the Lens of 2020 / N. G. Iuzefovich // Political Linguistics. – 2020. – №5. – P. 40-47. DOI 10.26170/pl20-05-04.