Вам может быть интересно:
Архив журнала
Грамматика воздействия: коммуникативные стратегии моделирования образа «свой — чужой» в сфере предвыборного политического дискурса
- 456
- Рубрика: РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999- 2629_2021_06_01
Аннотация: В статье рассматривается воздействующий потенциал актуального грамматикона предвыборного политического дискурса. Материалом исследования явились программы думских партий, преодолевших
пятипроцентный барьер на выборах в 2021 году. В свете психолингвистического подхода (с привлечением экспериментальных данных) анализируются коммуникативные стратегии моделирования образа «свой — чужой» как способ воздействия на сознание электората. Верифицируется идея относительно того, что каждый дискурсивный
фрагмент текстопорождающего процесса предсказан типовыми словоформами, представленными в ассоциативно-вербальной сети в их предречевой готовности. Особое внимание уделяется прагматике инфинитива как глагольной формы, организующей композиционно-синтаксическую структуру программного документа в виде перечня неких «предписаний», выражающих долженствование, запрет, регулирование, созидание как разные модусы убеждения адресата. Анализ материала продемонстрировал, что формы инфинитива характеризуются привязкой к определенным типовым ситуациям, маркирующим оценку позиции партии по отношению к внешним и внутренним оппонентам. Отдельным аспектом анализа грамматики воздействия выступает ее пародийное «отзеркаливание» в
регистре языковой игры (на материале иронических реплик в чатах, интернет-ресурсах). Также применительно к
проблеме грамматической репрезентации оппозиции «свой — чужой» в политдискурсе рассматриваются личные
формы глаголов и местоимений 1-го и 3-го лица, маркирующие, с одной стороны, семантику присоединения к «своим», с другой — семантику отторжения, неприятия «чужих»
Ключевые слова: коммуникативные стратегии; политическая коммуникация; актуальный грамматикон; языковая игра; оппозиция «свой — чужой»; политический дискурс; политические партии; предвыборный дискурс; предвыборные кампании; политические тексты; политические программы; грамматика русского языка
Abstract: The article examines the manipulative potential of the urgent grammar inventory of the pre-election political discourse. The research material includes programs of the Duma parties that overcame the 5% electoral threshold in the
2021 parliamentary elections. In the light of the psycholinguistic approach (with the involvement of experimental data), the
authors analyze the communicative strategies of modeling the image of “own or alien” as a method of manipulating the consciousness of the electorate. The study verifies the idea that each discursive fragment of the text-generating process can be
predicted by typical word forms presented in the associative-verbal network in their pre-speech readiness. Particular attention is paid to the pragmatics of the infinitive as a verb form that organizes the compositional-syntactic structure of a program document in the form of a list of certain “prescriptions” expressing obligation, prohibition, regulation, and creation as
different modes of persuasion of the addressee. The analysis of the material has shown that the forms of the infinitive are
characterized by attachment to certain typical situations that mark the assessment of the party's position in relation to external and internal opponents. A separate aspect of the analysis of the grammar of impact is its parodic “mirroring” in the
register of a language game (on the material of ironic response utterances in chats and other Internet resources). The study
also looks at the personal verb forms and the pronouns of the 1st and 3rd persons, marking, on the one hand, the semantics of
joining their “own” people, and, on the other – the semantics of rejecting and resenting the “alien” ones
Key words: communicative strategies; political communication; urgent grammar inventory; language game; “own
or alien” opposition; political discourse; political parties; pre-election discourse; election campaign; political texts; political programs; Russian grammar
Для цитирования:
Гридина, Т. А. Грамматика воздействия: коммуникативные стратегии моделирования
образа «свой — чужой» в сфере предвыборного политического дискурса / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова,
Е. С. Красноперова // Политическая лингвистика. – 2021. – №6. – С. 12-22. DOI 10.26170/1999- 2629_2021_06_01.
For citation
Gridina, T. A. Grammar of Impact: Communicative Strategies of Modeling the Image of “Own – Alien” in the Field of Pre-Election Political Discourse / T. A. Gridina, N. I. Konovalova, E. S. Krasnoperova // Political Linguistics. – 2021. – №6. – P. 12-22. DOI 10.26170/1999- 2629_2021_06_01.