Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999- 2629_2021_06_10
Аннотация: В статье на основе риторики Сталина и его эпохи рассматривается проблема языка как способа осуществления господства. Язык, который, по Хайдеггеру, является домом бытия, в тоталитарном дискурсе демонстрирует использование власти как возможности разрушения. Показано, что политический лидер — тиран заявляет себя творящим началом, приобретая таким образом право распоряжаться жизнью и судьбой народа. Речевое поведение тирана, представляющее собой такое со-бытие (со-бытие — в хайдеггеровском значении, то есть «то, что меня меняет»), как нарциссическое насилие, имеет своей главной целью заставить объект утратить свою идентификацию, свое значение и роль, превратиться в «это — не-Я», то есть формирует ощущение неопределенности. Одновременно с этим «я-концепция» самого субъекта власти тоже содержит некое напряжение, личностную неопределенность, в результате которой он вынужден приглашать других подтвердить его статус и роль: тиран стремится к власти не только и не столько потому, что считает себя совершенным (гениальным), сколько потому, что желает избавиться от гнетущего чувства собственного ничтожного «я», заставляющего его искать способы выражения своей грандиозности
Ключевые слова: политическая риторика; политические деятели; политические речи; политические тексты; языковая личность; персонология; языковые средства; тоталитарный дискурс; нарциссизм; сталинизм; сталинский режим; тирания; бюрократическая риторика; политическая пропаганда; манипуляция сознанием; манипулятивное воздействие; речевое поведение
Abstract: The article deals with the problem of language as a means of exercising dominance on the material of the rhetoric of J. Stalin and his epoch. Language, which is, according to Heidegger, “a house of being”, demonstrates the use of power as an opportunity of destruction in totalitarian discourse. The study shows that the tyrannical political leader declares himself as a creative power, thus acquiring the right to control the life and the fate of the people. The speech behavior of a tyrant represents such a co-being (co-being in Heidegger’s philosophy means “something that changes me”) as narcissistic violence. The main purpose of such a behavior is to make the objects lose their identity, their meaning and role, and turn them into “non-Self”; i.e., it creates a sense of ambivalence. At the same time, the Self concept of the subject of authority also contains certain strain or personal ambivalence, as a result of which he has to ask others to confirm his status and role: the tyrant seeks power not just because he thinks he is a perfect leader (a genius), but because he wants to get rid of the feeling of his paltry non-Self, which makes him look for different ways to demonstrate his grandeur
Key words: political rhetoric; politicians; political speeches; political texts; linguistic personality; personology; language means; totalitarian discourse; narcissism; Stalinism; Stalin’s regime; domination; bureaucratic rhetoric; political propaganda; manipulation of consciousness; manipulative impact; verbal behavior

Для цитирования:

Темникова, Н. Ю. Язык тирании и нарциссизм (на примере риторики Сталина) / Н. Ю. Темникова, Е. А. Филиппова // Политическая лингвистика. – 2021. – №6. – С. 89-97. DOI 10.26170/1999- 2629_2021_06_10.

For citation

Temnikova, N. Yu. The Language of Domination and Narcissism (On the Example of Stalin’s Rhetoric) / N. Yu. Temnikova, E. A. Filippova // Political Linguistics. – 2021. – №6. – P. 89-97. DOI 10.26170/1999- 2629_2021_06_10.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.