Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2022_06_04
Аннотация: Статья представляет фрагмент фундаментального исследования по построению медиатизированной модели позднесоветского общества в детской периодике. Статья рассматривает дискурсивные и языковые особенности репрезентации темы международных отношений в детских периодических изданиях СССР. Для анализа репрезентации международных отношений автор использует категорию топоса, которую понимает как тематико-ценностный центр коммуникации. Анализ проводится с привлечением материала детского журнала «Костер». В результате исследования автор выделяет топосы межнациональной дружбы, международного взаимодействия, топос антагонизма, а также топос высоких достижений. В рамках каждого топоса выделяются наиболее типичные языковые средства его реализации, интерпретируется функция этих средств. Так, в рамках топоса интернациональной дружбы востребованными средствами языка являются лексика с семантикой дружбы и гостеприимства, глаголы с семантикой заинтересованности, топонимы (астионимы, кратонимы), существительные, означающие национальность, безличные предложения, а также стилистический прием метонимии. Топос международного взаимодействия реализуется через номинативные единицы, означающие формы взаимодействия. Топос антагонизма актуализируется посредством лексических средств с оценочным значением, безличных предикатов и сослагательного наклонения. В рамках топоса высоких достижений типичными средствами являются прилагательные в превосходной степени сравнения, а также глаголы с семантикой уважения. Автор приходит к выводу о том, что репрезентация СССР на международной арене актуализируется в медиатизированной форме, и государство представляется как конкурентоспособный, дружественно настроенный актор, который, однако, имеет идеологические разногласия с капиталистическими странами. Конструирование такой репрезентации на страницах журнала для детей способствовало идеологическому воспитанию в интересах политики государства
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, язык СМИ, языковые средства, медиадискурс, медиатексты, детская периодика, международные отношения, советский период, языковая репрезентация, топосы, детские журналы, тема международных отношений
Abstract: The article presents a fragment of a fundamental study of the construction of a mediatized model of the late Soviet society in children's periodicals. The article examines the discursive and linguistic features of the representation of international relations in children's periodicals in the USSR. To analyze the representation of international relations, the author uses the category of topos, which is seen as a thematic-evaluative center of communication. The analysis is carried out on the basis of the children's magazine “Koster”. As a result of the research, the author identifies the topos of international friendship, international interaction, antagonism, as well as the topos of high achievements. Within each topos, the most typical linguistic means of its realization are identified, and the functions of these means are interpreted. Thus, within the framework of the topos of international friendship, we often find the vocabulary with the semantics of friendship and hospitality, verbs with the semantics of interest, toponyms (astyonyms, kratonyms), nouns denoting nationality, impersonal sentences, as well as the stylistic device of metonymy. The topos of international interaction is realized through the nominative units denoting various forms of interaction. The topos of antagonism is actualized through the lexical means with evaluative semantics, impersonal predicates and subjunctive mood. Within the framework of the topos of high achievements, the typical means are adjectives in the superlative degree of comparison, as well as verbs denoting respect. The author comes to the conclusion that the representation of the USSR in the international arena is actualized in a mediatized form, and the state is presented as a competitive, friendly actor, which, however, has ideological differences with capitalist countries. The construction of such a representation on the pages of the magazine for children contributed to the ideological education in the interests of the then state policy
Key words: journalism, media linguistics, mass media, mass media language, language means, media discourse, media texts, children’s periodicals, international relations, Soviet period, language representation, topoi, children’s magazines, the topic of international relations

Для цитирования:

Видинеева, Н. Ю. Репрезентация международных отношений в советской детской периодике 1970-х годов / Н. Ю. Видинеева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2022. – №6 . – С. 38-45. DOI 10.26170/1999-2629_2022_06_04.

For citation

Vidineeva N. Yu. (2022). Representation of International Relations in Soviet Children’s Periodicals of the 1970s // Political Linguistics. – 2022. – №6 . – P. 38-45. DOI 10.26170/1999-2629_2022_06_04.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.