Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
Файл статьи: PDF
Аннотация: В 2022 году Россия отпраздновала 350-летие со дня рождения российского императора Петра I. В соответствии с Указом Президента РФ В. В. Путина от 25 октября 2018 года более сотни культурных институций со всей страны объединились в Ассамблею петровских музеев, чтобы организовать исторические исследования, тематические экспозиции, просветительские программы и коммуникационные проекты, призванные решить одну из важных задач — репрезентировать историческое наследие Петра Великого в контексте национального дискурса. Целью настоящей работы является анализ репрезентации «национального» во фрагменте музейного дискурса на примере Галереи Петра Великого Государственного Эрмитажа. Исследуемый фрагмент музейного дискурса предстает как коммуникативная модель, в которой присутствуют ключевые акторы: адресант — адресат, а также обязательные компоненты коммуникации — нарративы, семантические и когнитивные характеристики экспозиции, — реализующие потенциал средств коммуникации и ключевого сообщения и репрезентирующие конкретные символические аспекты национальной политики памяти. Для определения степени и направления воздействия музейного проекта был проведен социологический опрос респондентов, посетивших Галерею Петра Великого (в форме опроса-молнии). Задачи экспозиции посетители музея воспринимают в логике четырех нарративов: 1) Петр I как личность, его таланты и умения; 2) эпоха Петра I, быт, жизнь, техническое оснащение; 3) Петр I как реформатор и преобразователь Российской империи; 4) передача знаний об эпохе Петра Великого последующим поколениям. Результаты исследования свидетельствуют о способности экспозиции раскрыть личность российского императора, историю, культуру и искусство России времени петровских преобразований
Ключевые слова: музейный дискурс, национальный дискурс, музееведение, художественные музеи, культурно-исторические музеи, выставочная деятельность, музейная деятельность, проектирование музейных экспозиций, музейные экспозиции, российские императоры, Петр Великий, Государственный Эрмитаж
Abstract: In 2022, Russia celebrated the 350th anniversary of the birth of the Russian Emperor Peter I. In accordance with the Decree of the President of the Russian Federation V.V. Putin dated October 25, 2018, more than a hundred cultural institutions from all over the country united in the Assembly of Peter the Great Museums to organize historical research, thematic expositions, educational programs and communication projects designed to solve one of the important problems — to represent the historical heritage of Peter the Great in the context of national discourse. The aim of this paper is to analyze the representation of “the national” in a fragment of museum discourse on the example of Peter the Great Gallery of the State Hermitage. The fragment of museum discourse under study is interpreted as a communicative model in which there are key actors: the sender — the addressee, as well as mandatory components of communication — narratives and semantic and cognitive characteristics of the exhibition — realizing the potential of the means of communication and the key message and representing the concrete symbolic aspects of the national policy of memory. To determine the degree and direction of the impact of the museum project, a sociological survey of respondents who visited the Peter the Great Gallery (in the form of a quick questionnaire) was conducted. Museum visitors perceive the tasks of the exposition in the logic of four narratives: 1) Peter I as a personality, his talents and skills; 2) the era of Peter I, life conditions, national life, technical equipment; 3) Peter I as a reformer and reconstructor of the Russian Empire; 4) the translation of the knowledge about the era of Peter the Great to next generations. The results of the study testify to the ability of the exhibition to reveal the personality of the Russian emperor, the history, culture and art of Russia at the time of Peter the Great's reforms
Key words: museum discourse, national discourse, museology, art museums, cultural-historical museums, exhibition activity, museum activity, design of museum expositions, museum expositions, Russian emperors, Peter the Great, State Hermitage

Для цитирования:

Арканникова, М. С. Проблема репрезентации «национального» во фрагменте музейного дискурса (на примере Галереи Петра Великого) / М. С. Арканникова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №5. – С. 149-154.

For citation

Arkannikova M. S. (2023). The Problem of Representation of “The National” in a Museum Discourse Fragment (On the Example of Peter the Great Gallery) // Political Linguistics. – 2023. – №5. – P. 149-154.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.