Архив журнала
Анализ образа Козьмы в повести В. Г. Сорокина «Метель» в аспекте концептуализма
- 184
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования — глубже изучить понятие и главные черты московского концептуализма в
русской литературе путем как упорядочения теоретических положений существующей научной литературы по
вопросу, так и анализа конкретного материала — идейно-концептуальной системы, воплощаемой в обыгрывании
традиционных культурных типажей в повести В. Г. Сорокина «Метель». Научная новизна заключается в том, что
существующие исследования этой повести в основном фокусировались на мотиве метели и отношениях крестьянина с интеллектуалом, а в данной статье анализируются с точки зрения художественных принципов московского
концептуализма три аспекта: Козьма как «юродивый», Козьма как «христианин», Козьма как толстовский крестьянин, что позволяет продемонстрировать идейно-концептуальную систему повести через анализ образа Козьмы. В результате было установлено, что «Метель» полностью соответствует принципам концептуализма, проявляющимся во всем от названия, жанра до выбора героев и проблематики. Московский концептуализм — уникальное,
самобытное явление в мировой литературе. Особое внимание московские концептуалисты уделяют воссозданию
типичных структур мышления и стереотипов массового сознания, основой для них служит работа с собственным
сознанием, а произведение лишь фиксирует, оформляет эту работу. В творчестве В. Г. Сорокина этому соответствует предпочтение художественного приема пародии, когда с помощью иронии пародируются литературные
сюжеты, исторические личности, бытовые явления, классическая литература — все это предстает в нелепом
виде, подвергается деконструкции
Ключевые слова: русская литература, русские писатели, литературное творчество, литературные
жанры, повести, литературные образы, литературные герои, В. Г. Сорокин, московский концептуализм, «Метель»
(повесть), юродство, культурные архетипы, литературные типажи, пародия, ирония
Abstract: The aim of the study is to explore the concept and the main features of Moscow conceptualism in Russian
literature in depth by both summarizing the theoretical ideas in the existing scientific literature on the issue and analyzing specific material — the ideological and conceptual system embodied in the presentation of traditional cultural types in V. G. Sorokin's novel “The Blizzard”. The scientific novelty of the paper lies in the fact that the existing studies of this story mainly
focus on the motif of the blizzard and the relationship between a peasant an intellectual, and this article analyzes three aspects from the point of view of the artistic principles of Moscow conceptualism: Kozma as a “holy fool”, Kozma as a “Christian”, Kozma as a Tolstoy peasant, which allows demonstrating the ideological and conceptual system of the story through the
analysis of the image of Kozma. As a result, it has been found that “Blizzard” fully complies with the principles of conceptualism, manifested in everything from the title and the genre to the choice of the characters and problems. Moscow conceptualism is a unique and original phenomenon in the world literature. Moscow conceptualists pay special attention to recreating typical
structures of thinking and stereotypes of mass consciousness, which are based on working with one's own consciousness, and the
article only fixes and “frames” this work. In Sorokin's creative activity, this idea is illustrated by the author’s preference for the
artistic technique of parody, when literary plots, historical figures, everyday phenomena, and classical literature are parodied
with the help of irony — all this appears in an absurd form and is subjected to deconstruction
Key words: Russian literature, Russian writers, literary creative activity, literary genres, novels, literary images,
literary characters, V. G. Sorokin, Moscow conceptualism, “The Blizzard”(novel), holy fool, cultural archetypes, literary
types, parody, irony..
Для цитирования:
Май, Судань. Анализ образа Козьмы в повести В. Г. Сорокина «Метель» в аспекте
концептуализма / Май Судань, Чэнь Хуэй. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №1. – С. 179-185.
For citation
Mai Sudan, Chen Hui. (2024). Analysis of the Image of Kozma in “The Blizzard” by Vladimir Sorokin From the Perspective of Moscow Conceptualism // Political Linguistics. – 2024. – №1. – P. 179-185.