Архив журнала
Использование метафор в заголовках печатных СМИ
- 118
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Данная статья посвящена особенностям функционирования метафор в газетных заголовках. Материалом для анализа послужили 74 метафорические единицы, выявленные в результате неслучайной (целенаправленной) выборки из 500 заголовков статей, опубликованных в высокотиражных печатных российских изданиях за 2023–2024 годы. Актуальность данного исследования обусловлена следующими причинами: 1) значительной ролью публицистических текстов в современном мире; 2) доминирующей ролью заголовка и его информационной функции в привлечении внимания читателя; 3) возрастающим количеством экспрессивных заголовков; 4) активным проникновением метафорических образований в дискурс СМИ. Цель исследования заключается в выявлении метафорических моделей, наиболее часто используемых в современной российской периодике для привлечения внимания читателей, установлении прагматических функций данных метафор.
В соответствии с классификацией А. П. Чудинова метафоры в газетных заголовках категоризированы по сфере источника. При этом выделены и проанализированы четыре типа метафоры: антропоморфная, природоморфная, социоморфная и артефактная. Выявлено преобладание антропоморфных и социоморфных метафор в анализируемом материале, проведен анализ данного явления. Авторы приходят к выводу, что метафоры в текстах СМИ не только используются для освещения новых событий, но и выполняют функции эмоционального воздействия на аудиторию, осмысления действительности, моделирования картины мира и его оценки. Результаты исследования могут найти широкое применение в сфере политологии, маркетинга, психологии и языкознания, а также в вузовских курсах журналистики и медиакоммуникации, посвященных анализу языка современной прессы.
Ключевые слова: журналистика, медиалингвистика, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, росссийские СМИ, язык СМИ, языковые средства, русский язык, политическая метафорология, метафорическое моделирование, метафорические модели, политические метафоры, политический дискурс, печатные СМИ, заголовки статей, языковые единицы
Abstract: This article deals with the peculiarities of the functioning of metaphors in newspaper headlines. The practical language material for analysis includes 74 metaphorical units chosen via non-random (purposeful) sampling of 500 headlines of articles published in high-circulation printed Russian periodicals for 2023-2024. The urgency of this study can be attributed to the following reasons: 1) the significant role of journalistic texts in the modern world; 2) the dominant role of the headline and its informational function in attracting the reader's attention; 3) the increasing number of expressive headlines; 4) the active penetration of metaphorical units into media discourse. The aim of the study is to identify the metaphorical models most often used in modern Russian periodicals to attract the readers' attention, and to establish the pragmatic functions of these metaphors.
In accordance with A. P. Chudinov's classification, metaphors in newspaper headlines are categorized according to their source domain. At the same time, four types of metaphors have been identified and analyzed: anthropomorphic, nature bound, sociomorphic and artifact metaphors. The study has discovered the predominance of anthropomorphic and sociomorphic metaphors in the material under study and has analyzed this phenomenon. The authors conclude that metaphors in media texts are not only used to highlight new events, but also perform the functions of emotional impact on the audience, comprehension of reality, and modeling of the worldview and its assessment. The results of the research can be widely used in the field of political science, marketing, psychology and linguistics, as well as in university courses of journalism and media communication devoted to the analysis of the language of the modern press.
Key words: journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, Russian media, mass media language, language means, Russian language, political metaphorology, metaphorical modeling, metaphorical models, political metaphors, political discourse, print media, article headlines, language units.
Для цитирования:
Куранова, Т. П. Использование метафор в заголовках печатных СМИ / Т. П. Куранова, А. В. Скалепова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №6. – С. 101-110.
For citation
Kuranova T. P., Skalepova A. V. (2024). The Use of Metaphors in Print Media Headlines // Political Linguistics. – 2024. – №6. – P. 101-110.