Архив журнала
Языковые маркеры манипуляции в поляризованном политическом пропагандистском медиадискурсе (на примере русско-украинского конфликта)
- 88
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Настоящая статья посвящена выявлению манипулятивного потенциала текстов англоязычного политического пропагандистского медиадискурса. Целью статьи является анализ наиболее частых языковых маркеров манипуляции и технологий воздействия на сознание реципиента. Феномен манипуляции представляется в качестве скрытого воздействия на адресата, влияющего на его сознание, поведение и изменяющего его картину мира. В ходе дискурс-анализа медиатекстов, посвященных русско-украинскому конфликту, был сделан выбор в пользу следующих лингвистических маркеров манипуляции: военная терминология, прецедентные имена, слова-аффективы с отрицательной коннотацией, являющиеся основными в реализации стратегии «свои» — «чужие». С постоянными информационными конфликтами в деятельности средств массовой информации произошли значительные изменения — приоритетной функцией стала воздействующая, а не информационная. Это свидетельствует о том, что проведение исследований и выявление речевых механизмов и приемов манипуляции доказывают, что целью информационной агрессии является преднамеренное внушение и/или пропаганда определенной идеи аудитории для ее последующего подчинения. Изучение языковых маркеров манипуляции текстов обладает широким потенциалом для современных лингвистов, так как благодаря этому возможно успешное проведение информационно-психологической войны и/или противостояние ей.
Ключевые слова: политический дискурс, политическая пропаганда, пропагандистский дискурс, манипуляции сознанием, манипулятивное воздействие, общественное сознание, языковые маркеры, информационно-психологическая война, российско-украинские отношения, русско-украинский конфликт, журналистика, медиалингвистика, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, англоязычные СМИ, язык СМИ, языковые средства
Abstract: The article deals with revealing the manipulative potential of English-language texts of the political propaganda media discourse. The aim of the article is to analyze the most frequent linguistic markers of manipulation and the techniques of influencing the consciousness of the recipient. The manipulation phenomenon is represented as an implicit impact on the addressee, influencing their consciousness and behavior and changing their worldview. In the course of discourse analysis of the media texts related to the Russia-Ukraine conflict, the choice of linguistic markers of manipulation was made towards the following ones: military terminology, precedent names, affective words with negative connotations, which are substantial in the realization of the strategy of “own”–“alien”. Constant information conflicts have experienced a significant change in mass media – their primary function is the manipulative and not the informational one. This shows that research and detection of speech mechanisms and manipulation techniques reveal that the aim of information aggression is to deliberately impose on the audience and/or promote (propagate) the desired idea for the subsequent subordination of the audience. The study of linguistic markers of text manipulation has an extensive potential for modern linguists, because it is possible to successfully conduct and/or counter the information and psychological warfare due to it.
Key words: political discourse, political propaganda, propaganda discourse, manipulation of consciousness, manipulative impact, social consciousness, linguistic markers, information and psychological warfare, Russia-Ukraine relations, Russia-Ukraine conflict, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, English-language media, mass media language, language means.
Для цитирования:
Шмигельская, Н. А. Языковые маркеры манипуляции в поляризованном политическом пропагандистском медиадискурсе (на примере русско-украинского конфликта) / Н. А. Шмигельская. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №6. – С. 161-169.
For citation
Shmigelskaya N. A. (2024). Linguistic Markers of Manipulation in the Polarized Political Propaganda Media Discourse (Based on the Russian-Ukrainian Conflict) // Political Linguistics. – 2024. – №6. – P. 161-169.