Архив журнала
Фразеология с семантикой игры в политическом медиадискурсе
- 412
- Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования состоит в выявлении фразеологических единиц, функционирующих в политическом медиадискурсе и транслирующих семантику игры; установлении их стилистических особенностей и определении прагматических функций в контексте высказываний о политике. Источником языкового материала выступают тексты СМИ за 2020–2024 гг., опубликованные на ведущих информационно-аналитических порталах России и посвященные вопросам международной политики. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют работы в области теории фразеологии, когнитивной лингвистики и политической коммуникации. Анализ показал, что фразеологические единицы с семантикой игры довольно часто выступают одним из конструктивных компонентов как заголовочной, так и основной части медиатекста и направляют коммуникативную деятельность его реципиента в необходимом автору направлении. При этом наиболее активно в публикациях о политике используется фразеология, обязанная своим происхождением карточной терминологии. Автор приходит к выводу, что включение фразеологизмов в медиатексты общественно значимой тематики является не только способом привлечения внимания читателя и создания выразительности текста, но и эффективным приемом конструирования образа политической действительности. Это обусловлено тем, что оценка политических решений, событий и ситуаций предстает в знакомых читателю образах, включенных в палитру культурно значимых ассоциаций и составляющих фрагмент национальной и языковой картин мира.
Ключевые слова: политический дискурс, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, российские СМИ, фразеология русского языка, фразеологические единицы, фразеологизмы, русский язык, семантика игры, мировая политика, международные отношения, тема политики
Abstract: The aim of the study is to identify phraseological units functioning in political media discourse and translating the semantics of the game, establish their stylistic peculiarities and determine their pragmatic functions in the context of utterances about politics. The practical research language material encompasses 2020-2024 media texts published on the leading Russian information and analytical portals and devoted to issues of international politics. The theoretical and methodological basis of the study is formed by investigations in the theoretical fields of phraseology, cognitive linguistics and political communication. The analysis has shown that phraseological units with game-based semantics often act as one of the constructive components of both the headline and the main part of a media text and orient the communicative activity of its recipient in the direction required by the author. In this regard, authors of political publications most actively use phraseologisms originating from gambling terminology. The author concludes that using phraseologisms in media texts on socially important topics is not only a way to attract the reader’s attention and enhance the expressiveness of the text but also an effective technique for constructing the image of political reality. This can be explained by the fact that evaluation of political decisions, events, and situations is presented through images familiar to the reader, included in the palette of culturally significant associations and constituting a fragment of national and linguistic worldviews.
Key words: political discourse, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, Russian media, Russian phraseology, phraseological units, phraseologisms, Russian language, game-based semantics, global politics, international relations, the theme of politics
Для цитирования:
Барабаш, О. В. Фразеология с семантикой игры в политическом медиадискурсе / О. В. Барабаш. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №2. – С. 126-132.
For citation
Barabash O. V. (2025). Phraseologisms with Game-Based Semantics in Political Media Discourse // Political Linguistics. – 2025. – №2. – P. 126-132.
