Архив журнала
ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ США НА ФОРМИРОВАНИЕ ОППОЗИЦИИ «СВОЙ — ЧУЖОЙ» В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА СПАНГЛИШЕ И АФРОАМЕРИКАНСКОМ АНГЛИЙСКОМ
- 556
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Данное исследование посвящено выявлению и описанию способов языкового оформления оппозиции «свой —
чужой» в современной художественной литературе на спанглише и афроамериканском английском. Параллельно описан ряд
внешне- и внутриполитических факторов, оказывающих влияние на восприятие своего и чужого внутри соответствующих двух
диаспор США.
Для исследования литературы на спанглише нами были отобраны романы и сборники рассказов Дж. Диаза, Дж. О. Кофер,
Х. Эрнандеса, С. Чавез-Сильверман, О. Ихуэлоса, К. Энрикез, Дж. Торреса и Х. Альварес. Афроамериканская литература в нашем
исследовании представлена художественными произведениями Sapphire, К. Уайтхэда, Э. П. Джонса, З. Пакер, Х. Дарроу,
Д. Эванс, Т. Коула, Д. Менджесту.
В качестве основной была применена методика метафорического моделирования с элементами структурно -
семантического подхода и теории когнитивной семантики. В нашем исследовании проведен анализ контекстуальных и дискурсивных факторов, определяющих специфику концептуальных метафорических моделей.
В исследовании были выявлены, систематизированы и классифицированы концептуальные метафорические модели в дискурсах художественной литературы на спанглише и афроамериканском английском применительно к диаде «свой — чужой». Было установлено,
что в современной художественной литературе на спанглише при введении образа «свой» доминируют следующие сферы: «семья», «социальное положение», «этническое происхождение», «сверхъестественное» и «животное». В современной афроамериканской литературе основными при описании «своего» становятся сферы «семья», «животное», «раса», «сверхъестественное», «первобытный мир». При
введении образа «чужой» в современной художественной литературе на спанглише доминируют сферы «сверхъестественное», «раса»,
«социальное положение», «животное», «история» и «язык». При введении образа «чужой» в современной афроамериканской художественной литературе доминируют сферы «животное» и «раса».
В исследовании был проведен анализ метафорических словоупотреблений в дискурсе художественной литературы на спанглише и
афроамериканском английском, определены закономерности метафорического представления «своего» и «чужого», охарактеризованы
общие и специфические черты метафорического моделирования «своего» и «чужого» в этих дискурсах.
Результаты работы вносят вклад в разработку проблем метафорологии, в том числе политической. Отдельные итоги будут полезны ученым, занимающимся проблемами лингвокультурологического характера
Ключевые слова: межкультурная компетенция; спанглиш; афроамериканский английский; современная художественная литература на спанглише и афроамериканском английском; языковой контакт; межкультурная коммуникация
Abstract: The paper investigates a variety of linguistic means applied when Spanglish and African American modern authors introduce phenomena that are considered to form the daily life of the diasporas in question or on the contrary are thought to be alien, to belong to some other spheres. Thus the basic opposition ONE'S OWN —VS. ALIEN is formed. The authors also dwell upon a number of factors
that build up the basis for such worldview of the two diasporas and are dependent upon US international and domestic policies.
The Spanglish data under analysis includes novels and collections of stories by D. Díaz, J. Cofer, J. H. Hernandez, S. ChávezSilverman, O. Hijuelos, C. Henríquez, J. Torres, J. Alvarez. African American fiction is represented by such modern authors as Sapphire,
C. Whitehead, E. P. Jones, ZZ Packer, H. W. Durrow, D. Evans, T. Cole, D. Mengestu.
The methods of investigation are formed on the basis of traditional comparative and descriptive linguistic studies and cognitive approach, including conceptual metaphoric models’ building, and structural and cognitive semantics. As a result the authors describe contextual and discourse factors that determine particular linguo-cultural features of conceptual metaphoric models in the given texts.
The article singles out conceptual metaphoric models of the Spanglish and African American modern authors when they introduce
ONE'S OWN —VS. ALIEN opposition. These models are classified and described at length as far as their lexical, semantic, and imagebearing peculiarities are concerned. Yet another line of investigation is formed by the tracing of the models’ possible interconnection in the
authorial interpretation.
It has been found that when describing their own environment, modern Spanglish authors prefer such source domains as: family, social
position, ethnic origin, supernatural phenomena, and animal. African American writers of today turn to the family, animal, race, supernatural, and primitive society source domains. When the alien sphere is introduced, the supernatural, race, social position, animal, history and
language source domains are more frequent in Spanglish fiction. African American fiction favours animalistic, supernatural and race metaphoric direction in such a case.
The authors describe transferred meanings, pun, decomposition of set-expressions in modern Spanglish and African American fiction,
and analyzed images that are deeply rooted in culture. The research has allowed determining certain conformities that characterize general
interpretation of one’s own and alien zones in the modern national fiction of the two diasporas. We’ve also singled out authorial individual
understanding of the ONE'S OWN —VS. ALIEN opposition.
The results of the research in question contribute to the investigations of metaphors, including their political and social aspects. Some
results may also be of interest for scholars whose professional sphere is linked to cross-cultural and linguo-cultural studies
Key words: cross-cultural competence, Spanglish, African American English, Spanglish and African American modern fiction,
languages in contact, cross-cultural communication