Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья написана на материале первой части трилогии В. Аксенова «Московская сага» и посвящена функциям политических текстов в контексте художественного произведения — модификации семейно-бытового романа. Исследуя массив политических текстов, включенных В. Аксеновым в текстовую ткань произведения, автор статьи приходит к выводу, что политические тексты выполняют в нем три основные функции: организуют архитектонику романа, репрезентируют и транслируют авторскую точку зрения. С точки зрения архитектоники политический текст в романе В. Аксенова выполняет функцию фона, на котором развертываются сюжетные линии (истории членов московской интеллигентной семьи). В свою очередь, фоновая целостность обеспечивается внутренней связностью политических текстов: связями между отдельными политическими текстами посредством единства (или близости) интенций, единства тональности собственно политических текстов, единства иронической тональности авторского комментария, логического единства при текстопорождении. Как следствие — основной текст (собственно повествование) как бы «вставляется» в вертикальный контекст эпохи. Кроме того, фон, состоящий из массива политических текстов, призван подчеркнуть неоднозначность интерпретации политических событий, противоречивость, релятивизм эпохи 20—30-х гг., смену оценок в зависимости от политических установок. Функцией политического текста является также репрезентация авторской точки зрения (неприятие сталинизма во всех его проявлениях). Точка зрения автора репрезентируется прежде всего посредством разнообразия жанровых форм и трансформаций политических текстов Функцию трансляции негативной авторской точки зрения выполняют негативно-оценочная деталь, отражающая разные каналы восприятия окружающей действительности; ирония, сарказм, автокомментарий, использование ближайшего контекста с целью дискредитации политических текстов и — как следствие — идеологической системы 1920—1930-х гг. Таким образом, политический текст играет в контексте романа В. Аксенова важнейшую роль — он органично вписан в жанровую форму семейно-бытового романа, что поднимает последний на новую высоту, превращая семейную сагу в эпическое произведение
Ключевые слова: политический текст; художественный текст; функция; В. Аксенов; жанровые модификации; жанровый корпус; трансформации; интенция; ирония; связность; тональность
Abstract: The article is based on the first part of the trilogy “Moscow Saga” by V. Aksenov; it is devoted to the function of political texts in the context of fiction – modification of domestic novel. Studying political texts, included by V. Aksenov in the novel, the author of the article comes to the conclusion that political texts perform three frunctions in the novel: they create architectonics of the novel, represent and transmit the author’s point of view. From the point of view of architectonics, political text in the novel by V. Aksenov has the function of ground on which the plot unfolds (the story of the Moscow family of intelligentzia). The integrity of the ground is provided by the internal coherence of political texts: relations between certain political texts by means of coherence (or contiguity) of intentions, coherence of tone of political texts, the unity of ironic tone of the author’s comment and logical coherence of text production. As a result, the text of the novel is “inserted” in the vetical context of the epoch. Besides, ground, consisting of the huge number of political texts, is intended to underline ambiguity of interpretation of political events, contradictions, relativism of the epoch of the 20-30s and the shift of values depending on political directives. The function of political text is also representation of the author’s point of view (rejection of Stalinism in all its forms). The author’s opinion is represented frist of all by means of different genres and transformations of political texts. The function of expressing the author’s negative point of view is performed by negative-evaluative detail, reflecting different perception channels; irony, sarcasm, the author’s comment, the use of the near context to discredit political texts and as a result – to discredit the ideological system of the 20-30s. Thus political text plays an important role in the context of V. Aksenov’s novel – it is fitted into the genre of domestic novel perfectly, which turns a family saga into epic
Key words: political text; fiction; function; V. Aksenov; genre modifications; genre corpus; transformations; intention; irony; coherence; tonality

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.