Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования, в рамках которого подготовлена настоящая публикация, — описать организацию политического словаря в газете. Актуальность исследования обусловлена тематической спецификой печатных СМИ: газеты остаются важнейшей средой, где циркулируют политические тексты — не только отражения политических событий, но часто и инструменты политики. Исследовательский подход определяется исходным корпусом текстов и преимущественно опирается на квантитативные процедуры. Эмпирической основой исследования послужили подборки газеты «Таймс» за 1995 г. и «Гардиан» (2000, 2005, 2010, 2013, 2015 гг.). Для каждого из годовых комплектов был составлен частотный словарь и сформирован политический подкорпус, состоящий из рубрик, непосредственно относящихся к политике, учитывались и функциональные пометы при именах авторов. Выводится формула определения ключевых слов газетного дискурса определенного периода. Наиболее устойчивые единицы из политического словаря газеты (частотные во всех годовых подборках) относятся к ядру политического словаря газеты. Семантически и грамматически от группы ключевых слов, которые составляют ядро политического словаря, не отличаются слова, встретившиеся в четырех и пяти подкорпусах, которые включаются в центр политического лексикона. Остальная часть подмножества ключевых слов относится к периферии политического языка. Приводится тематическая группировка ключевых слов политического языка газеты (связанные с правительством, идеологические абстракции, касающиеся выборов и процедуры голосования, относящиеся к социальной политике, элементы словаря экономической политики)
Ключевые слова: политический дискурс; политический текст; дискурс СМИ; политическая лексика; корпус текстов; ключевое слово; периферия политического словаря
Abstract: The purpose of this research is to describe the political vocabulary of a newspaper. The topicality of the research is determined by the specificity of the print mass media: the newspapers remain the most important environment where political texts circulate, which are not only the reflection of political events but the tools of politics as well. The scientific approach applied in this research is determined by the corpus of texts and is based primarily on the quantitative procedures. The newspapers “The Times” published in 1995 and “The Guardian” (2000, 2005, 2010, 2013, 2015) are the empirical basis of the research. The frequency vocabulary and the political subcorpus were made, which contained the headings connected with politics, functional marks of the authors’ names were taken into account as well. The formula of determining the keywords of the newspaper discourse of the certain period is offered. The most stable units of the political vocabulary of a newspaper (frequent in all the newspapers) refer to the nucleus of the political vocabulary of a newspaper. The words used in four or five sub-corpora, included in the centre of political lexicon, do not differ semantically or grammatically from the keywords from the nucleus of the political vocabulary. The rest of the keywords refer to the periphery of the political vocabulary of a newspaper. The keywords of the political vocabulary of a newspaper are divided into several groups (connected with the government, ideological abstracts, connected with the elections and votes, concerned with the social politics, elements of the economic policy)
Key words: political discourse; political text; mass media discourse; political vocabulary, text corpus; keyword; periphery of the political vocabulary

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.