Архив журнала
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЗВАНИЙ КИНОПРОДУКЦИИ III РЕЙХА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
- 326
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Кинематограф III рейха, поставленный на службу пропагандистской системы, стал мощным
плацдармом в пропитывании сознания масс «ядовитыми» идеями нацизма. Учитывая, что нацистская идеология
представляет определенный набор базовых ценностей (по преимуществу негативного характера: агрессия, антисемитизм, милитаризм и др.), автор статьи предположил, что названия фильмов III рейха выступают в качестве
ее (нацистской идеологии) знаковой системы, а значит необходимо ответить на центральный вопрос исследования: «В чем же своеобразие названий фильмов в нацистской Германии?».
Анализ названий фильмов III рейха проводился через призму их концептуально-идеологической, лексикосемантической специфики с целью выявления закономерностей применения той или иной основы в названиях нацистских кинофильмов. Для достижения поставленной цели были применены методы исследования, лежащие в плоскости следующих наук: истории, политологии и лингвистики, а именно: анализ документов, метод аналогии, лингвистический анализ. Основным подходом был избран когнитивный подход в изучении метафоры, разработанный
ведущими специалистами данной области (Дж. Лакофф, М. Джонсон).
В ходе исследования было выявлено: во-первых, заглавия печатной продукции или кинопродукции привлекают
внимание и задают установку реципиенту на дальнейшие действия, во-вторых, многообразие использования лексических приемов — аллюзия, ирония, метафора, метонимия и др. — усиливали экспрессивное действие названия, что
увеличивало коэффициент просмотра кинофильмов, в-третьих, своеобразие названий кинофильмов III рейха заключалось в наличии особой идеологической функции и их (заголовков) непосредственной связи с ценностями фашизма
Ключевые слова: нацистская идеология; кинематограф нацистской Германии; названия кинопродукции;
язык III рейха; лингвистический анализ; метафорические модели; лексические приемы
Abstract: The article argues that the film industry of the Third Reich, put at the service of propaganda system, became a powerful foothold in filling the mass consciousness with “poisonous” ideas of Nazism. Starting from the assumption
that the Nazi ideology is a certain set of basic values (mostly of negative character: aggression, anti- Semitism, militarism,
etc.), the author suggests that the movie titles of the Third Reich function as its sign system, which means that it is necessary
to answer the central question of the research: “What is the peculiarity of movie titles in Nazi Germany?”
The analysis of the movie titles of the Third Reich is conducted through the prism of their conceptual-ideological and
lexico-semantic specificity in order to identify the regularity of usage of certain stems in the names of Nazi movies. To
achieve this goal, the author uses research methods of the following sciences: history, political science and linguistics, namely, document analysis, the method of analogy and linguistic analysis. The basic chosen approach is the cognitive approach to
the study of metaphors, developed by the leading experts in this field (J. Lakoff and M. Johnson).
The study revealed the following: firstly, the titles of the printed materials or film production attract the attention of the
recipient and motivate his further action; secondly, the use of diverse lexical techniques — allusion, irony, metaphor, metonymy and others — enhances the expressive potential of the title, which increases the number of those who watch the movie,
thirdly, the uniqueness of the names of the movies of the Third Reich lies in the possession of a special ideological function
and the direct link with the values of Fascism
Key words: the Nazi ideology; the Nazi cinema; movie title; language of the Third Reich; linguistic analysis; metaphorical model; lexical method