Архив журнала
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
- 342
- Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приведен анализ метафоризации лексики сферы экономических отношений на примере шести глагольных лексико-семантических групп, входящих в семантическое поле «Имущественные и товарноденежные отношения». В работе подтверждается наличие прочных семантических связей между лексикой экономической и политической сфер по факту актуальности использования метафор на базе газетных текстов 2000-х гг.,
а также анализируется влияние, которое оказало изменение политической и экономической ситуации в обществе
на менталитет нации. Литературные метафоры на базе рассматриваемого семантического поля проецируются в
новую понятийную область, близкую по смыслу к экономической сфере при сохранении фрейма ситуации с заменой
слота «деньги» на «абстрактную валюту» (просьбы, обман и т. д.). Результатом действия становится получение
власти над неживыми объектами или другими людьми. Сленговые же метафоры не всегда сохраняют эту модель
переноса, для них в качестве новых понятийных областей могут выступать «Наркотики», «Умственные способности и их оценка», «Частные межличностные ситуации», «Конфликт», «Спорт», при этом спортивная метафора
частотна. Также для литературных метафор характерно регулярное фиксирование в общественно-политических
текстах 2000-х гг., а сленговые не встретились в исследованных источниках по причине быстрого обновления фонда сленговой лексики, в связи с интенциями авторов и спецификой самих текстов рассматриваемой тематики. Что
касается психологического компонента восприятия сферы имущественных и товарно-денежных отношений, то,
вопреки исторически сложившейся традиции, современный носитель языка воспринимает ее положительно
Ключевые слова: метафора; русский язык; СМИ; финансы; экономика
Abstract: The article presents the results of the analysis of metaphors based on the sphere of economic relations on
the material of six lexico-semantic groups within the semantic field of “Property and commodity-monetary relations”. Considering the relevance of metaphoric usage in the media of the 2000s, the paper argues that there are strong semantic links
between the vocabulary of economic and political spheres. The possible influence that the change of a political and economic
situation in the society had on the mentality of the nation is analyzed. Literary metaphors on the basis of the considered semantic field are projected upon the new conceptual area, which is close to the economic sphere in meaning; they keep the
same situation frame replacing the slot “money” for the slot “abstract currency” (requests, fraud, etc.) while the result of the
action is getting power over inanimate objects or other people. Slang metaphors do not always keep to this model; their new
conceptual areas are “Drugs”, “Mental capacities and their evaluation”, “Private interpersonal situations”, “Conflicts”,
“Sports”, with the latter being the most frequent. Furthermore, literary metaphors are typical of socio-political media texts
of 2000s, while the author did not come across slang metaphors in the texts under analysis because of the fast renewal of
slang vocabulary, the authors’ intensions and the specific character of the texts on the considered subject. As for the psychological perception of the sphere of “Property and commodity-monetary relations”, despite the historically developed tradition, modern Russian native speakers give it a positive evaluation
Key words: metaphor; the Russian language; media; finances; economics