Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье освещается процесс образования знания об идентичности на протяжении длительного исторического периода. Когнитивно-дискурсивная методика позволяет проследить за изменениями концепта «идентичность», происходящими в общественном сознании. В работе используется комплексная когнитивно-дискурсивная методика, включающая методы дискурсивного анализа, методы фреймового анализа, метод сравнительного анализа, лингвогенетический метод, историкоописательный метод. Выявляется три слоя концепта «идентичность». Первый слой, заключенный в «буквальном смысле» концепта, достигается путем обращения к лексикографическим источникам. Второй, представленный «историческим» слоем, предполагает изучение идентичности, оформившееся в научном дискурсе. Наиболее актуальный слой концепта «идентичность» выявляется при обращении к социологическому дискурсу, в котором отражается коллективное представление об идентичности. Динамику развития знаний об исследуемом феномене демонстрирует фрейм «идентичность», включающий следующие субфреймы: метафизическое тождество; тождество Божественной и человеческой природы; материальное и духовное существо, наделенное разумом; человеческий разум, ведущий к тождеству «объективного и субъективного знания»; идентичность как комплекс социогуманитарного знания; разрушение национальной идентичности и создание новых форм социальной интеграции. К этому можно добавить субфрейм, представляющий «внутреннюю форму» концепта — «тождество явлений, предметов, понятий, действий». Наиболее актуальный слой знания об идентичности раскрывается в коллективных ментальных представлениях, зафиксированных в социологических словарях, на основании которых можно выделить субфрейм «самоотождествление личности под влиянием процесса социализации»
Ключевые слова: «внутренняя форма» концепта; «исторический» слой концепта; наиболее актуальный слой концепта; метод фреймового анализа; дискурс
Abstract: The article highlights the process of formation of knowledge about identity in the process of a long historical period. The research employs a complex cognitive-discursive method including the methods of discursive analysis, frame analysis, comparative analysis, linguo-genetic method and historical-descriptive method. The complex cognitive-discursive method of research allows the author to observe the changes in the concept of “identity” in social consciousness. Three layers of the concept “identity” are distinguished. The first layer, expressed in the “literal meaning” of the concept, is reached by turning to lexicographical sources. The second layer is a “historical” one, presupposing the study of identity formed in scientific discourse. The most important layer of the concept “identity” is found in sociological discourse, which reflects the collective idea of identity. The dynamics of development of knowledge about the phenomenon under study is illustrated by the frame “identity”, including the following sub-frames: metaphysical identity; identity of divine and human nature; material and spiritual being possessing reason; human reasoning, leading to the identity of “objective and subjective knowledge”; identity as a complex of socio-humanitarian knowledge; disintegration of national identity and creation of new forms of social integration. One more subframe, representing the “inner form” of the concept, can be added to this group – “identity of phenomena, objects, notions and actions”. The most relevant layer of knowledge about identity is disclosed in collective mental images, registered in sociological dictionaries, which make it possible to single out the frame of “self-identity of a person under the influence of the process of socialization”
Key words: “inner form” of the concept; “historical” layer of the concept; most relevant layer of the concept; frame analysis method, discourse

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.