Вам может быть интересно:
Архив журнала
РОЛЬ РИТОРИЧЕСКОГО ПЕРФОРМАНСА В ПРЕВРАЩЕНИИ РЕФЕРЕНТНОГО СОБЫТИЯ В МЕДИАСОБЫТИЕ
- 391
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются особенности сюжета и языка авторской программы Константина Сёмина (телеканал «Россия 24»). Интерактивно-аналитические установки автора реализуются в условиях максимального использования риторического
резерва, что позволяет квалифицировать рассматриваемый дискурс как риторический перформанс. Политический перформанс — один
из способов манифестации политической идеи, для которого характерна сложная драматургия, выстраиваемая автором программы.
Риторическая фигуральность не только усложняет восприятие сказанного, но и позволяет уйти от экстенсивного повествования и
согласовать ограниченность во времени со значительностью объема получаемой зрителями информации. Риторические приемы интенсифицируют коммуникативные действия ведущего, осуществляемые без прямого участия зрителей, обнаруживают особенности мыслеролевой деятельности журналиста, способствуют оптимальной передаче социальной позиции. Особо рассматривается такой влиятельный речевой прием, как ирония. Ирония традиционно определяется как оборот речи, в котором смысл не выводится из значения
используемых слов. Ироническая модальность — одно из характерных свойств современной журналистики. Иронизация медийных жанров (вплоть до новостных) проявляется в иронических репликах-комментариях, нередко — в подхватываемой аудиторией иронической
афористике. Ряд признаков организации высказывания в выпусках «Агитпропа» соотносится с жанром политической аналитической
статьи: оба формата представляют журналистику мнений. Но устность и зрелищность (манера говорения, интонационные акценты,
ритм, невербальные показатели, значимые для формирования имиджа журналиста) демонстрируют специфические характеристики
авторского медийного проекта как нового аналитического ресурса
Ключевые слова: риторические приемы; риторический перформанс; контент-технологии; медийный сюжет; провокативный дискурс; агональная коммуникация
Abstract: The article deals with the peculiarities of the plot and language of the author’s television program of Konstantin Semin (TV
Channel “Russia 24”). Interactive and analytical aims of the author are realized in the conditions of maximum use of rhetorical potential, which
makes it possible to qualify the considered discourse as a rhetorical performance. Rhetorical performance is a way of manifestation of a political
idea, which is characterized by complex dramatic composition built up by the author of the program. Rhetorical figurative character does not only
make the comprehension of oral discourse more difficult, but also makes it possible to get away from extensive storytelling and bring the limitation in
time in concord with the great volume of information received by the audience. Rhetorical devices intensify the communicative activity of the anchor;
they are realized without direct participation of the audience and display the peculiarities of the reporter’s thinking and stimulate optimal broadcast
of a social position. The author of the article specifies such an important rhetorical device as irony. Irony is traditionally defined as a figure of speech
the meaning of which is not derived from the meanings of the constituent words. Ironic modality is one of the inherent features of modern journalism.
Ironization of media genres (news programs including) is manifested in ironical commentaries and, in many cases, in aphorisms which the audience
not infrequently readily enjoys. A number of features of utterance organization in the issues of “Agitprop” may be correlated with the genre of political analytical article: both formats are variants of opinion journalism. But the oral and dramatic character (manner of speaking, intonation, rhythm
and non-verbal components, meaningful for the image creation of a journalist) demonstrates the specific features of an author’s media project as a
new analytical resource
Key words: rhetorical devices; rhetorical performance; content technologies; media story; provocative discourse; agonistic communication