Архив журнала
СОЦЯЗ В ТЕКСТЕ М. М. ЖВАНЕЦКОГО КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛИТЕТА СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА
- 383
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема советского человека, который являет собой определенный социально-культурный и социальнопсихологический тип (homo soveticus), находится в перекрестье различных научных отраслей — лингвистики, культурологии, литературоведения, социальной психологии. Понятие «соцяз» отличается от понятия «социалистический дискурс» культурологическими коннотациями, так как построено по модели известного термина «соц-арт». Соцяз присущ в первую очередь художественным произведениям, некоторые из которых по прошествии времени проявляют свой «диагностический характер», позволяя
раскрыть ментальные особенности советского человека. Монолог М. М. Жванецкого «Алло, вы меня вызывали?» строится в форме разговора по телефону. Пропущенные ответные реплики легко восстанавливаются читателем/слушателем, так что монолог
является фактически редуцированным диалогом. В монологе раскрываются такие ментальные особенности советского человека,
как ответственность и страх, в их гипертрофированной форме. Серьезным аспектом смешного произведения является виктимизация обывателя и поддержка этого личностного самоощущения со стороны власти. Находят отражение в тексте некоторые
черты советского коллективного бессознательного: убеждение, что власти нельзя лгать, что власть знает о человеке больше,
чем он сам о себе. Скрытой движущей силой поступков героя является страх. Изживание страха человеком и, как следствие,
неосознаваемого им сценарного поведения — одна из ключевых проблем монолога Жванецкого
Ключевые слова: соцяз; советский менталитет; советский человек; монологи; сатира; литературное творчество,
русские писатели; сценарное поведение
Abstract: The Soviet person, who is a certain socio-cultural and socio-psychological type (the so-called homo soveticus), is of interest for Linguistics, Cultural Studies, Literary Studies and Social Psychology. The concept of “socialist language” (“sots language”) differs from the concept “socialist discourse” by its cultural connotations, as it is coined on the analogy with the wide-spread term “sots art”
(short for “socialistic art”). Sots language is typical of fiction; some pieces reveal their “diagnostic nature” in the course of time and disclose the mentality of Soviets. M.M. Zhvanetsky’s monologue “Hello, did you call on me?” imitates a conversation on the phone. The missing replies are easily guessed by the audience, so this monologue is if fact a reduced dialogue. The monologue reveals such features of mentality of Soviets as responsibility and fear in their exaggerated form. Serious aspect of this funny piece of work is victimization of an ordinary
man and support of this self-perception by the government. Some features of the Soviet collective and unconscious are found in the text: the
belief that no one may lie to the authorities, the belief that the authorities know more about every citizen than the citizen himself. The inner
motivation for the character is fear. The attempt to get rid of the fear, and consequently, the script behavior, is one of the key elements of
Zhvanetsky’s monologue
Key words: sots language; socialist language; Soviet mentality; the Soviet; monologue; satire; writing; literature; Russian writers;
script behavior