Вам может быть интересно:
Архив журнала
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЭКСПЕРТ» В ДИСКУРСЕ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ
- 621
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Анализируется семантика концепта «эксперт»; выявляются лексические и грамматические средства
его репрезентации. Исследование осуществляется на материале дискурса современной русской деловой прессы. Социальные рамки делового дискурса определяются пространством профессиональной, повседневной и массмедийной бизнескоммуникации. Концепт «эксперт» исследуется как один из
базовых концептов в деловой картине мира, формирующий
представление о трех критериях доверия к информации:
истинности, персонализации, авторитетности. Методологическую основу исследования составляют понятия когнитивной лингвистики (Е. С. Кубрякова, З. Д. Попова,
И. А. Стернин, Г. Н. Манаенко), теории семантики (Н. Д. Арутюнова, Е. В. Падучева), теории дискурса (А. П. Чудинов,
Д. В. Гречихин). Анализируя особую разновидность социальной картины мира — деловую — автор статьи соотносит
локальное и универсальное, субъективное и объективное в
семантике концепта.
В основе функционирования концепта «эксперт» —
единая типовая пропозиция: 'некто (авторитетный)
выносит компетентное суждение о предмете'. Данная
пропозиция может быть реализована также в юридическом, медицинском, техническом, научном, профессиональном дискурсах. Смысл слова «эксперт» связан с
первоначальными значениями «испытание», «проба»,
«проверка», «опыт». С одной стороны, знание эксперта
предстает как «истинное»: достоверное, точное, верифицируемое. С другой стороны, его носителем является
человек, а в медиадискурсе это главный источник информации. Поэтому наряду с логическим критерием «истины» приобретает значимость критерий «персонализация» — личная ответственность человека за транслируемое им знание. В лингвотипаже «эксперта» актуализируется также третий важный критерий — авторитетность. Таким образом, соединяя три данных критерия, данный концепт выполняет функцию логикоэтической «легитимизации» деловой картины мира
Ключевые слова: медиадискурс; дискурс деловой
прессы; деловая картина мира; концепт; эксперт
Abstract: he author analyzes the semantics of the concept "expert"; identifies lexical and grammatical ways of its
representation; the object of the research is the contemporary Russian business journalistic discourse. The social
frames of a business discourse are defined by the space of
professional, daily and mass media business communication.
The concept "expert" is investigated as one of the basic
concepts in the business picture of the world. The concept is
based on three criteria of trust in information: validity, personalization and authority. The methodologicalfoundation of
research is made up by cognitive linguistics (E. S. Kubryakova,
Z. D. Popova, I. A. Sternin, G. N. Manayenko), semantics theory
(N. D. Arutyunova, E. V. Paducheva), and discourse theory (A.
P. Chudinov, D. V. Grechikhin). In the course of analysis of a
specific kind of the social picture of the world — the business
picture of the world — the author correlates local and universal, subjective and objective aspects in the semantics of
the concept.
The concept "expert" functions as the agent in a standard proposition: 'somebody (an authority) states a competent judgment about an object'. This proposition can be also
realized in legal, medical, technical, scientific and professional discourses. The origin of the meaning of the word
"expert" comes from the meanings "testing", "trying",
"checking" and "experience". On the one hand, the
knowledge of the expert appears as "true": reliable, exact
and verifiable. On the other hand, an expert is a person, and
in the media discourse it is the main source of information.
Therefore along with the logical criterion of "truth" the
criterion of "personalization" (personal responsibility for
the knowledge) becomes rather significant. It is in the "language type" of an "expert" that the third important criterion, authority, is realized. Thus, connecting these three criteria, this concept carries out the function of logic-ethical
"legitimization" of the business picture of the world
Key words: media discourse; business journalistic discourse; business picture of the world; concept; expert