Рубрика: РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/pl19-06-16
Аннотация: В статье рассматриваются произведения современной детской литературы, посвященные травматическим событиям отечественной истории. В «Полынной елке» О. Колпаковой, «Сахарном ребенке» О. Громовой, «Следах» Е. Басовой разными способами актуализируется феномен «памяти второго поколения» — памяти об унаследованном, но не пережитом опыте, памяти, которая реконструирует и передает травматические переживания прошлых поколений. Книги О. Громовой и О. Колпаковой — гибридные художественно-документальные тексты, в которых опыт старшего поколения воссоздается в нарративе героя-ребенка. Эмоциональный рассказ ребенка в этих произведениях обрамлен документальными свидетельствами и/или комментариями, вводящими фигуру рефлексирующего взрослого, который включает детский нарратив в исторический контекст, объясняет значимость прошлого для понимания собственного настоящего — и таким образом намечает возможность межпоколенческого диалога. Книга Е. Басовой — чисто художественное повествование, тематизирующее сам процесс передачи памяти о прошлом и описывающее механизмы этой передачи. Если книги Громовой и Колпаковой актуализируют ситуацию разговора о прошлом (что и позволяет транслировать и анализировать травматический опыт), то повесть «Следы» свидетельствует, скорее, о невозможности говорения о таком опыте, повествование Басовой фиксирует разрыв между воспоминаниями первого поколения и его желанием/способностью рассказать об этом прошлом. Центральной для повести оказывается метафора «немовля» — младенца, который «ни слова сказать не может». Метафора отсылает не только к сюжетным событиям, но и описывает ситуацию молчания взрослых, страшный опыт которых не может быть выражен в слове. Работа с семейной памятью является в повести уделом и ответственностью ребенка: именно ему предстоит увидеть и понять, что прошлое не может быть восстановлено, и в то же время уловить и осмыслить призрачные следы этого прошлого
Ключевые слова: современная детская литература; детские писатели; литературные сюжеты; историческая память; постпамять
Abstract: The article discusses the representation of traumatic events of Russian history in modern children's literature. “The Wormwood tree” by O. Kolpakova, “The Sugar Child” by O. Gromova and “The Traces” by E. Basova actualize the phenomenon of “second generation memory” – a memory about “inherited” but not personally lived through experiences, a memory which reconstructs and translates traumatic events in the life of the previous generations. O. Gromova’s and O. Kolpakova’s books are hybrid docu-fiction texts in which the experience of the elder generation is reconstructed in the narrative of the child main character. The children’s emotional stories are framed by adult’s documentary evidence and / or comments. This device helps to include the children's narratives in the historical context, explains the significance of the past for the understanding of the present and outlines the possibility of intergenerational dialogue. E. Basova’s story is purely an artistic narrative, where the very process of memory translation and its techniques become the main theme. Whilst the books by Gromova and Kolpakova actualize the situation of dialogue between adults and children about the past (that allows to translate and analyze the traumatic experience), “The Traces” rather testifies to the impossibility of the verbal intercourse about such experience. Basova’s narrative focuses on the conflict between the first generation memory and its desire or ability to tell about the past. The metaphor of “nemovlya” (a baby who “cannot say a word”) becomes the central one in the story. This metaphor refers both to the plot events and to the situation of the adults’ silence about their terrifying experience. As a consequence, the work with the family memory becomes the child’s responsibility: they are at the same time to understand that the past cannot be restored and to grasp and comprehend the ghostly traces of this past
Key words: modern children’s literature; children’s writers; literary plots; historical memory; postmemory

Для цитирования:

Багдасарян, О. Ю. Память второго поколения и работа с прошлым в современной детской литературе / О. Ю. Багдасарян // Политическая лингвистика. – 2019. – №6. – С. 132-138. DOI 10.26170/pl19-06-16.

For citation

Bagdasaryan, O. Yu. Second Generation Memory and Experiments with the Past in Modern Children's Literature / O. Yu. Bagdasaryan // Political Linguistics. – 2019. – №6. – P. 132-138. DOI 10.26170/pl19-06-16.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.