Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются возможные стратегии культурологической интерпретации феномена виртуальных социальных сетей. Базовой стратегией культурологического анализа является установка на понимание. Понимание, вслед за традицией, основанной В. Дильтеем, здесь рассматривается как «погружение в индивидуальный творческий акт для постижения общечеловеческого». В основе предлагаемой модели культурологической интерпретации лежат отношения «пользователь — технология — объект». Технология, в данном случае виртуальная, является условием и пространством связанности пользователя и объектов, в качестве которых могут выступать, во-первых, отдельные индивиды либо группы, во-вторых, «я — сам». Деление на две объектные группы оправданно, поскольку предоставляет пользователю возможность организовывать (в рамках так называемой «доместикации виртуального пространства») соответствующие локусы социальной сети — ее внешнее и внутреннее пространство. С культурологической точки зрения, внешнее пространство виртуальной социальной сети можно рассматривать как полифункциональный для пользователя феномен, пространство, которое конституируется как результат удовлетворения базовых/первичных и производных (социальных и культурных) потребностей. Внутреннее пространство виртуальной социальной сети — это совокупность ценностно значимых и нормативно организованных пользователем измерений (чувственноэмоционального, символического, прагматического), которые он формирует «вокруг себя» и «для себя»
Ключевые слова: социальные сети; Интернет; культурологический анализ; виртуальное пространство; тексты культуры
Abstract: The article examines the possible strategies for cultural interpretation of virtual social networks. The basic strategy of culturological analysis is the «methodology for understanding». Understanding, following the conception proposed by V.Dilthey, is considered as «immersion in an individual creative act for the comprehension of the universal». The basis of the proposed cultural interpretation model is relations "user — technology — object". The technology, in this case virtual, is a condition and a space of connection between user and objects. As the object we can define, firstly, a person or a group, and secondly — "I – as – myself". The division into two object groups is important in our opinion, since it allows the user to organize (the so-called "virtualization of virtual space") the corresponding loci of the social network — the external and internal space of the social network. From the culturological point of view, the external space of a virtual social network can be considered as a polyfunctional phenomenon, which is constituted as a result of satisfying the basic/primary and derivative (social and cultural) needs. The internal space of a virtual social network is a set of dimensions (emotional, symbolic, pragmatic) that the user organizes according to their values or norms
Key words: social network; Internet; culturological analysis; virtual space; texts of culture

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.