Архив журнала
ТЕАТРАЛЬНЫЕ И ТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА ПОЛИТИЗАЦИИ В ПЬЕСЕ КЭРИЛ ЧЕРЧИЛЛ «ЭТО СТУЛ»
- 471
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Под политической пьесой в творчестве известного британского драматурга Кэрил Черчилл часто понимается произведение, являющееся реакцией автора на острую проблему, некое общественное потрясение. Однако художественное
своеобразие драмы «Это стул» К. Черчилл заключается в другом. Пьеса достаточно абстрактно проблематизирует отсутствие
обоснованной позиции по важным политическим вопросам у среднего человека. Произведение состоит из ряда сцен-эпизодов с
трудноуловимыми микросюжетами, которые не связаны друг с другом. Восприятие драмы строится на контрасте между заявленной в заголовках сцен политической проблематикой и отсутствием у героев малейшей заинтересованности в политике. Весомый вклад в оформление послания Черчилл вносит «эллиптический» характер драмы, языковое решение произведения. Реплики,
которыми обмениваются персонажи, редко представляют собой предложения, в них не присутствует необходимая для понимания синтаксическая полнота. Герои общаются либо фрагментами фраз, либо неполными предложениями, что в соответствии с
замыслом драматурга осложняет восприятие сюжета пьесы. Как правило, чем большую политическую направленность приобретает беседа действующих лиц, тем обрывочнее становятся реплики. Сумбурное представление обывателей о событиях, происходящих за пределами их уютного мирка, метафорически выражается в неполноте, недостаточности используемых средств
языкового общения. Художественная манера, разработанная автором в пьесе «Это стул», является некомфортной для общества, бросает ему интеллектуальный вызов. Элементы, берущие начало в брехтианской драматической школе (монтаж и принцип очуждения), аскетичное языковое решение произведения, наиболее вероятно, призваны препятствовать возникновению чувства эмпатии, эмоциональной вовлеченности аудитории в перипетии сюжета. «Очуждение» от происходящих в драме событий
настолько велико, что буквально требует от зрителя самостоятельного аналитического восприятия постановки. Поход в театр
превращается из рекреационного мероприятия в совместную работу драматурга, режиссера, актерской труппы и зрителя по
приданию происходящему на сцене смысла. Значимость зрителя как члена общества, то есть потенциально активного политического субъекта, особенно подчеркивает беспрецедентная лаконичность последнего эпизода пьесы «Это стул», состоящего только из собственного названия. Аудитория словно получает приглашение поучаствовать в написании сценария истории страны
Ключевые слова: политическая драматургия; политическое самосознание; эллиптичность; языковой аскетизм; британская драматургия; британские драматурги; пьесы; литературное творчество
Abstract: Political plays by the renowned contemporary British playwright Caryl Churchill fairly often present the author’s reaction to a burning issue or social turmoil. “This Is A Chair” by C. Churchill is quite different in this respect. The play problematizes the absence of motivated stand concerning most relevant political questions in the life of an average person. The drama consists of several episodes with elusive micro-plots which are not connected with each other. The perception of “This Is A Chair” is based on the contrast between political issues in the titles of the episodes and utter lack of political self-awareness displayed by the characters. Linguistic peculiarities and elliptical nature of this play contribute greatly to delivering the author’s message. The characters communicate by means of incomplete remarks, deficient sentences which are sometimes hard to grasp. These features complicate the perception of the plot in accordance
with the writer’s intent. As a rule, the more political implications are entailed by the conversation, the more fragmentary remarks are used
by the dramatis personae to convey the idea. The philistines’ vague idea of the events taking place outside their private worlds is metaphorically mirrored in the incomplete and deficient means of linguistic communication. The artistic manner developed by the playwright in “This
Is A Chair” definitely presents an intellectual challenge to society. The elements which originated in B. Brecht’s creative work (montage and
principle of alienation) as well as linguistic asceticism of the play are most likely employed to prevent the audience’s empathizing with the
plot of the play. In fact, alienation from the events of the drama is so considerable that it absolutely requires analytical perception from the
spectator. Going to the theatre turns from a leisurely event into intense work to produce meaning coordinated between the playwright, the
director, the cast and the audience. The importance of the spectator as a member of the society, a potential; political agent is highlighted by
the unprecedented brevity of the final episode of “This Is A Chair” which only consists of its title. The audience seems to be invited to participate in writing the book of history
Key words: political playwriting; political self-consciousness; ellipsis; language ascetism; British playwriting; British playwrights; plays; writing