Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_04_02
Аннотация: Статья посвящена потенциальным возможностям исследования медиатекста с опорой на комплекс научных парадигм. Современный медиатекст отличается очень высокой сложностью организации и испытывает как «давление дискурса» (или его формата), так и влияние экстрадискурсивных факторов текстообразования. Поэтому автор статьи исходит из мысли о том, что изолированное исследование воздействующего эффекта современного медиатекста на каком-то одном уровне организации текстового материала или в рамках одной научной парадигмы дает как минимум неполный результат. В связи с этим целью данной статьи является попытка продемонстрировать потенциальные возможности использования комплексной методологической базы для анализа феномена иронии. Материалом статьи является индивидуальный дискурс журналиста — авторская колонка обозревателя газеты «Московский комсомолец. РРЕ» «Неделька с Дмитрием Поповым» за 2019—2021 гг., содержащая обзор событий за прошедшую неделю. Анализ репертуара обозрений позволяет утверждать, что тексты «Недельки» содержат потенциальную возможность исследования иронии как минимум в рамках шести научных парадигм. Жанровый анализ обозрения позволяет выявить и обобщить жанрообразующие признаки текста и их потенциал для репрезентации комического. Посредством лингвопрагматического анализа выявляются особенности репрезентации иронии на уровне субъектной организации текста и субъектно-адресатных взаимоотношений. Содержательно-тематический анализ предполагает как исследование текста в составе медиатопика, так и исследование лексики, способствующей достижению запланированного иронического эффекта. Медиастилистический анализ дает возможность выявить сигналы разговорности, используемые с этой же целью. Риторический анализ позволяет реконструировать иронический эффект путем обращения к логографу текста обозрений. Наконец, когнитивно-дискурсивное исследование материала предоставляет для реализации этой же цели широкие возможности в виде анализа метафор и метафорических моделей, прецедентных феноменов и доминирующих концептов. В целом для исследования любого лингвистического феномена в текстах СМИ оптимальным, с точки зрения автора, является следующий набор позиций: учет специфики формата СМИ; учет жанра текста как элемента формата; использование не изолированного, единичного текста, а достаточно объемного фрагмента индивидуального или коллективного дискурса (совокупности текстов, развернутых во времени); использование комплексного (с опорой на различную методологию) подхода к исследованию сообщения; учет идиостилевой специфики журналистского текста, особенностей авторизации дискурса и его субъективизации
Ключевые слова: журналистика; медиалингвистика; медиадискурс; медиатексты; СМИ; средства массовой информации; язык СМИ; языковые средства; российские СМИ; журналисты; комплексная методология исследований; лингвистические исследования; жанр обозрения; ирония
Abstract: The article is devoted to the opportunities of media text research based on a complex of scientific paradigms. The modern media text is characterized by a very high complexity of organization and experiences both the “pressure of discourse” (or its format) and the influence of extra-discursive factors of text generation. Therefore, the author of the article proceeds from the idea that an isolated study of the manipulative effect of a modern media text on one single level of the organization of text material or within the framework of one scientific paradigm gives an incomplete result, if at all. In this regard, the aim of this article is to try to demonstrate the potential of using a comprehensive methodological framework for analyzing the phenomenon of irony. The article is based on the individual discourse of a journalist — the author's column of the columnist of the newspaper “Moskovsky Komsomolets. RRE” “A Week with Dmitriy Popov” of 2019-2021, containing an overview of events over the previous week. The analysis of the repertoire of reviews allows the author to argue that the texts of the “Week” contain a potential opportunity to study irony within at least six scientific paradigms. The genre analysis of review makes it possible to identify and generalize the genre-forming features of the text and their potential for representation of the comic. The specific features of representation of irony on the level of the subject organization of the text and subject-addressee relationships are revealed by means of linguopragmatic analysis. Content-thematic analysis involves both the investigation of the text as part of the media topic, and the study of the vocabulary that contributes to achieving the desired ironic effect. Media-stylistic analysis makes it possible to identify conversational signals (markers) used for the same purpose. Rhetorical analysis allows the researcher to reconstruct the ironic effect by referring to the logograph of the text of the reviews. Finally, cognitive-discursive exploration of the material provides ample opportunities for the realization of the same goal in the form of an analysis of metaphors and metaphorical models, precedent phenomena and dominant concepts. In general, from the author's point of view, the following set of positions is optimal for the study of any linguistic phenomenon in media texts: taking into account the specificity of the media format; taking into account the genre of the text as an element of the format; exploration of not an isolated, single text, but a lengthy fragment of individual or collective discourse (a set of texts produced over a certain period of time); the use of a comprehensive (based on various methodologies) approach to the study of the message; taking into account the individual stylistic specificity of the journalistic text and the specific features of authorization of discourse and its subjectification
Key words: journalism; media linguistics; media discourse; media texts; mass media; mass media language; language means; Russian mass media; journalists; comprehensive research methodology; linguistic research; review genre; irony

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.