Вам может быть интересно:
Архив журнала
Информация или дезинформация? Читатель и fake-news
- 627
- Рубрика: РАЗДЕЛ 4. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ЯЗЫК И ПРАВО
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2021_06_19
Аннотация: Цель статьи — описание субъективных стратегий оценки дезинформации читателем. Исследование инициировано проблемой противодействия росту криминализации информационного пространства. Рост
числа случаев мошенничества, совершенных посредством интернет-коммуникации, актуализирует вопросы научного противодействия информационному воздействию на аудиторию. Для этого в статье рассматриваются стратегии верификации информации, дается их характеристика. Продемонстрированы лексический, тематический и
знаниевый подходы к оценке фактов, выявлены особенности их применения. Показаны субъективные стратегии
проверки информации, являющиеся отражением социальных практик и индивидуального опыта читателя. Описаны
аналитическая, когнитивная, социальная стратегии проверки фактов, дана характеристика их применения, специфика использования применительно к разным условиям и особенностям получаемой информации. Раскрыта роль
доверия как субъективной формы отношения читателя к содержанию и источнику информации, способу ее получения. В ходе эмпирического исследования проверяется распространение данных стратегий, дается оценка частоты
их встречаемости. В целях исследования разрабатывается специальная анкета, проводится статистическая оценка
показателей ее надежности. Выборка исследования составляет 725 человек, 47 % мужчины, ср. возраст 29,3 года,
SD = 5,9 лет. Выборку составили жители трех субъектов Российской Федерации, имеющие образование, работающие в сферах промышленности, торговли, образования и медицины. Результаты исследования показали преобладание когнитивной стратегии верификации (54 % опрошенных) над социальной (39 % опрошенных) и аналитической (16 % опрошенных). Наиболее тесно связанными являются когнитивная и аналитическая стратегия (34 % опрошенных), когнитивная и социальная стратегии (29 % опрошенных). Половые различия в использовании стратегий
не установлены. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения содержания стратегий верификации информации, выявления роли внутренних механизмов, обеспечивающих их формирование, а также проведения оценки
эффективности стратегий в различении признаков дезинформации
Ключевые слова: дезинформация; ложная информация; Интернет; интернет-пространство; интернет-технологии; интернет-коммуникация; интернет-мошенничество; стратегия верификации; проверка информации; информационное воздействие; интернет-тексты; читатели
Abstract: The purpose of this article is to describe subjective strategies of disinformation evaluation by readers.
The topic of the study is brought about by the need to counteract the growing criminalization of the Internet space. The increase in the number of frauds committed by means of Internet communications actualizes the questions of scientific counteraction to the information impact on the audience. To this end, the article considers the strategies of information verification
and characterizes them. It also demonstrates the lexical, thematic and knowledge-based approaches to the evaluation of facts
and reveals the specificity of their application. The study depicts the subjective strategies of information verification, which
are a reflection of social practices and individual experience of the reader. The authors describe the analytical, cognitive,
and social strategies of fact checking, the characteristics of their use, and the specificity of their application in relation to
different conditions and peculiarities of the information received. The article reveals the role of trust as a subjective form of
the readers’ attitude to the content and the source of information and the method of obtaining it. In the course of empirical
investigation, the authors test the popularity of these strategies and assess the frequency of their occurrence. For the purposes of the study, a special questionnaire has been developed, and statistical evaluation of its reliability indicators has been
carried out. The sample of the study includes 725 people, 47% men, average age 29.3 years, SD = 5.9 years. The sample is
made up of residents of three subjects of the Russian Federation, possessing higher education, working in industry, trade,
education and medicine. The results of the research indicate the prevalence of the cognitive verification strategy (54% of
those examined) over the social (39%) and the analytical (16%) strategies. The most closely related strategies are the cognitive and the analytical ones (34% of respondents), and the cognitive and the social strategies (29% of respondents). Gender
distinctions in the use of strategies have not been registered. It is concluded that further investigation is necessary to study
the content of information verification strategies, to reveal the role of internal mechanisms that ensure their formation, as
well as to assess the effectiveness of the strategies in identifying disinformation
Key words: disinformation; false information, Internet; Internet space; Internet technologies; Internet communication; Internet fraud; verification strategy; information check; information impact; Internet texts; readers
Для цитирования:
Злоказов, К. В. Информация или дезинформация? Читатель и fake-news / К. В. Злоказов, М. Б. Ворошилова, Ю. В. Злоказова // Политическая лингвистика. – 2021. – №6. – С. 168-175. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_19.
For citation
Zlokazov, K. V. Information or Disinformation? Reader and Fake News / K. V. Zlokazov, M. B. Voroshilova, Yu. V. Zlokazova // Political Linguistics. – 2021. – №6. – P. 168-175. DOI 10.26170/1999-2629_2021_06_19.