Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается феномен политических малапропизмов — высказываний политиков, попавших в поле зрения СМИ и общественного мнения. Такие малапропизмы, трактуемые как фразео-паремические единицы политического дискурса, составляют, в представлении автора, предмет политической фразеологии и паремиологии. В статье дается их функциональная типология и характерология в соответствии с принципом коммуникативной релевантности, гелотогенности и адекватности речевой деонтологии. В центре внимания автора фразео-паремические единицы дискурса французского политического класса, в частности, делокутивный имидж президента Э. Макрона. Применяя семиологические методы исследования и выделяя внутренние и внешние факторы концептуализации имиджа политика, автор выделяет основные типологические характеристики политических малапропизмов (квазиафоризмов), такие как контекстуальность / деконтекстуальность, конфликтогенность / конфликтоцидность, ингерентную / адгерентную гелотогенность. Проведенный анализ делокутивного имиджа французского президента и его дискурсивной меметики (petites phrases) позволил на конкретном материале показать типы нарушений принципа речеязыковой релевантности, привлекающие внимание широкой аудитории и составляющие основания для их агональной либо смеховой меморизации в средствах массовой коммуникации. В результате анализа представлена модель классификации малапропизмов, намечаются подходы к дальнейшему исследованию этого еще не изученного в полной мере дискурсивного элемента политической персонологии.
Ключевые слова: политический дискурс, журналистика, медиалингвистика, медиадискурс, медиатексты, СМИ, средства массовой информации, язык СМИ, языковые средства, французские СМИ, французский язык, политические деятели, лингвоперсонология, политическая фразеология, политическая паремиология, паремические малапропизмы, французские малапропизмы, делокутивный имидж, фразеологические единицы, фразеологизмы
Abstract: The article examines the phenomenon of political malapropisms — statements of politicians which have come to the attention of the media and the public opinion. Such malapropisms, interpreted as phraseological-parоemic units of political discourse, constitute, in the author's view, the subject of political phraseology and paroemiology. The article provides their functional typological and characterological description in accordance with the principle of communicative relevance, comism and adequacy of speech deontology. The author focuses on the phraseological-paroemic units of the discourse of the French political class, in particular, the delocutive image of President E. Macron. Applying semiological research methods and highlighting the inner and outer factors of conceptualization of the politician's image, the author highlights the main typological characteristics of political malapropisms (quasi-aphorisms), such as contextuality / decontextuality, conflictogenity / conflictocidality, and in-herent / adherent comism. The analysis of the French president's delocutive image and his discursive memetics (petites phrases) made it possible to show, on specific material, the types of violations of the principle of speech and language relevance that attract the attention of a wide audience and form the basis for their agonal or comic memorization in the mass media. As a result of the analysis, the author presents a model of classification of malapropisms and outlines areas for further research of this underinvestigated discursive element of political personology.
Key words: political discourse, journalism, media linguistics, media discourse, media texts, mass media, mass media language, language means, French mass media, French language, politicians, linguopersonology, political phraseology, political paroemiology, paroemic malapropisms, French malapropisms, delocutive image, phraseological units, phraseologisms

Для цитирования:

Якушева, А. В. Фразео-паремическое портретирование французской политической элиты / А. В. Якушева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2022. – №4. – С. 101-108.

For citation

Yakusheva A. V. (2022). Phraseological-Paroemic Description of the French Political Elite // Political Linguistics. – 2022. – №4. – P. 101-108.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.