Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_09
Аннотация: Исследование продолжает серию статей, посвященных специфике конфликтогенных поликодовых текстов. Поликодовые конфликтогенные тексты националистической направленности порой отличаются наличием комплекса стереотипов, обозначений вещей, явлений и процессов, характерных для той или иной культуры, соотносимых представителями молодежных националистических объединений/группировок с полем «Свой», расшифровка которых дает возможность вскрыть и понять их идеологические/политические воззрения, общественные убеждения и поведенческие императивы. В связи с этим возникла необходимость изучения культурных кодов тех культур, которые наиболее часто встречаются в исследуемых конфликтогенных текстах. Поскольку культурный код выступает своеобразной «сеткой», которую культура «набрасывает» на окружающий мир, с помощью которой «членит, категоризует, структурирует и оценивает его» [Красных 2003: 146], характерно существование определенного набора кодов, относящихся ко всем типам культур, но отличающихся друг от друга идейным содержанием, системой ценностей, убеждений и императивов. Опираясь на классификацию В. В. Красных, были вычленены и рассмотрены следующие культурные коды: 1) соматический (телесный); 2) пространственный (внутренний мир, личная зона, мир свой, мир чужой, а также социальные отношения); 3) временной; 4) предметный; 5) биоморфный (зооморфный мир и растительный мир); 6) духовный (ценности: нравственные, религиозные, эстетические, правовые, социальные, политические); 7) военный (архетипическая модель войны в культуре). Поскольку культурный код можно понимать как «совокупность знаков и их комбинаций внутри историко-культурного периода», имеющих вербальное и/или невербальное воплощение, в исследуемых текстах особое внимание обращалось на вербальные (понятия, категории) и невербальные (символы, образы) компоненты, которые наиболее ярко отражали содержание национально-культурного менталитета этноса или субкультуры как социальной группы. В ходе проведенного анализа (выборка составила около 1000 текстов) были выявлены и описаны четыре типа культур, отражающие историко-культурные периоды развития (европейский (германский), восточнославянский (русский) и американский), а также социального развития современной молодежной среды: 1) русская культура; 2) германская культура, представленная двумя историко-культурными периодами — период древних германцев и нацистской Германии (1933–1945 гг.); 3) субкультурная сфера, представленная «Skinhead» и «Straight Edge»; 4) контркультурная сфера, представленная ультраправой расистской террористической организацией «Ку-клукс-клан», существующей в США
Ключевые слова: политический дискурс, национализм, конфликтогенные поликодовые тексты, лингвокультурология, культурные коды, вербальный компонент текста, невербальный компонент текста, молодежь
Abstract: The study continues a series of articles devoted to the specificity of conflictogenic polycode texts. Conflictogenic polycode nationalist texts are sometimes distinguished by the presence of a complex of stereotypes, and the nominations of things, phenomena and processes characteristic of a particular culture, associated by representatives of youth nationalist associations /groups with the field “Own”, the decoding of which makes it possible to reveal and understand their ideological/political views, public beliefs and behavioral imperatives. In this regard, it becomes necessary to study the cultural codes of those cultures that are most often found in the conflictogenic texts under study. Since the cultural code acts as a kind of “grid” that culture “throws” on the surrounding world, with the help of which it “divides, categorizes, structures and evaluates it” [Krasnykh 2003: 146], there is a certain set of codes relating to all types of cultures, but differing from each other in ideological content and systems of values, beliefs and imperatives. Drawing on the classification of V. V. Krasnykh, the following cultural codes were identified and considered: 1) somatic (bodily); 2) spatial (inner world, personal zone, one's own world, another person's world, as well as social relations); 3) temporal; 4) object; 5) biomorphic (zoomorphic world and plant world); 6) spiritual (values: moral, religious, aesthetic, legal, social, political); 7) military (archetypical model of war in culture). Since the cultural code can be understood as “a set of signs and their combinations within a historico-cultural period” that have verbal and/or non-verbal expression, special attention was paid in the texts under study to verbal (concepts, categories) and non-verbal (symbols, images) components that most vividly reflected the content of the national-cultural mentality of an ethnos or a subculture as a social group. In the course of the analysis (the sample included about 1000 texts), four types of cultures were identified and described, reflecting the historico-cultural periods of development (European (Germanic), East Slavic (Russian) and American), as well as the social development of the modern youth environment: 1) Russian culture; 2) Germanic culture, represented by two historico-cultural periods - the period of the ancient Germans and Nazi Germany (1933-1945); 3) subcultural sphere, represented by “Skinhead” and “Straight Edge” movements; 4) the countercultural sphere represented by the ultra-right racist terrorist organization “Ku Klux Klan”, existing in the United States
Key words: political discourse, nationalism, conflictogenic polycode texts, linguoculturology, cultural codes, verbal component of the text, non-verbal component of the text, youth

Для цитирования:

Тагильцева, Ю. Р. Смысловые компоненты, выражающие культурные коды, в конфликтогенных поликодовых текстах / Ю. Р. Тагильцева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №1. – С. 77-88. DOI 10.26170/1999-2629_2023_01_09.

For citation

Tagil'tseva Yu. R. (2023). Semantic Components Expressing Cultural Codes in Conflitogenic Polycode Texts // Political Linguistics. – 2023. – №1. – P. 77-88. DOI 10.26170/1999-2629_2023_01_09.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.