Рубрика: РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_01
Аннотация: В статье на основе анализа значительной эмпирической базы, состоящей из медиатекстов, опубликованных в российских средствах массовой информации различной политической отнесенности, рассматривается проблематика трансформации одной из значимых для тенденций общественно-политической жизни идеологем — идеологемы «русский мир». Всего для исследования взято более 100 публикаций государственных и негосударственных СМИ России. Адекватность анализа обеспечивается также опорой на теоретические исследования российских ученых по указанной теме. В результате изучения газетных материалов и публикаций сетевых изданий выделены основные направления трансформации идеологемы «русский мир» и стратегии ее функционирования в новостных и аналитических публикациях российских журналистов. Среди этих стратегий — «стратегия национального единства», «стратегия противостояния враждебным силам» и стратегия «трансграничности», активно используемые для очерчивания рамок и обоснования культурного влияния России, выходящего за пределы географических границ
Ключевые слова: политический дискурс, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, российские СМИ, языковые средства, идеологемы, русский мир, этносы, русский язык, общественно-политическая жизнь, культурно-политическая общность
Abstract: The article, based on an analysis of a large enough sample of media texts published in the Russian media of various political affiliation, examines the problems of transformation of one of the ideologemes significant for the trends of the modern socio-political life — the ideologeme “Russian world”. In total, more than 100 publications of official government and non-government media of Russia were chosen for the study. The adequacy of analysis is also ensured by relying on theoretical research carried out by Russian scholars on this topic. As a result of investigation of newspaper materials and online publications, the main areas of transformation of the ideologeme “Russian world” and the strategy of its functioning in news and analytical publications of Russian journalists have been singled out. Among these strategies are the “strategy of national unity,” the “strategy of confronting hostile forces” and the “strategy of cross-border relations”, actively used to delineate the framework and to justify the cultural influence of Russia beyond its geographical borders
Key words: political discourse, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, Russian media, language means, ideologemes, Russian world, ethnoses, Russian language, socio-political life, cultural-political identity

Для цитирования:

Амиров, В. М. Трансформация идеологемы «русский мир» в материалах СМИ: от этнорелигиозной к культурно-политической общности / В. М. Амиров. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №1. – С. 12-18. DOI 10.26170/1999-2629_2023_01_01.

For citation

Amirov V. M. (2023). Transformation of the Ideologem “Russian World” in Media Materials: From Ethno-Religious to Cultural-Political Identity // Political Linguistics. – 2023. – №1. – P. 12-18. DOI 10.26170/1999-2629_2023_01_01.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.