Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/1999-2629_2023_02_26
Аннотация: В данной статье сопоставляются термины «языковая политика» и «языковое планирование», демонстрируется взаимосвязь соответствующих понятий. Языковая политика и языковое планирование рассматриваются как совокупность четырех основных направлений: статусного планирования (социальный уровень, определение статуса языка с помощью политических, законодательных и административных инструментов), кодифицирующего планирования (уровень языка — стандартизация языка, определение норм, описывающих его структуру, появление корпуса соответствующих нормативных документов), планирования обучения языку (формально выражается в разработке образовательной языковой политики) и планирования престижности (уровень имиджа государства; осуществляется в виде проведения политики «мягкой силы», заключается в повышении международного престижа страны и ее титульного языка посредством продвижения последнего). Представлены результаты сопоставительного анализа указанных компонентов в отношении языков, использующихся на территории Республики Таджикистан. Характеризуются причины изменений в языковой политике и планировании в период 1990– 2010-х гг.: политические задачи развития независимого государства, необходимость найти внутренние ресурсы для сохранения единства страны после гражданской войны; резкое сокращение численности русского населения; необходимость проведения сбалансированной внешней политики и реализации политики «открытых дверей». Утверждается, что языковая политика и планирование — гарантия успешного развития современной культуры и укрепления национальной идентичности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью лучшего понимания языковой ситуации в Республике Таджикистан как соседе Китая, чей опыт может быть полезен Китаю в регулировании собственной языковой политики в целом и в сопредельном с Республикой Таджикистан Синьцзяне в частности
Ключевые слова: языковая политика, языковое планирование, статусное планирование, кодифицирующее планирование, планирование престижности, государственный язык, топонимика, ономастика
Abstract: This article compares the terms “language policy” and “language planning” and demonstrates the relationship between the corresponding concepts. Language policy and language planning are considered as a set of four main areas: status planning (social level, designation of the status of a language via political, legislative and administrative tools), structural-corpus planning (language level – standardization of the language, establishment of the norms describing its structure, emergence of a corpus of the corresponding normative documents), planning language education (formally expressed in the development of educational language policy) and prestige planning (the level of the image of the state; it is carried out in the form of a policy of “soft power” and consists in increasing the international prestige of the country and its titular language through the promotion of the latter). The article presents the results of a comparative analysis of these components in relation to the languages used on the territory of the Republic of Tajikistan. The authors characterize the reasons for the changes in language policy and planning in the period 1990-2010: the political tasks of the development of the new independent state, the need to find internal resources to preserve the unity of the country after the civil war; a sharp decline in the number of the Russian population; the need for a balanced foreign policy and the implementation of the “open door” policy. It is argued that language policy and planning provide a guarantee for successful development of modern culture and strengthening of national identity. The urgency stems from the need to better understand the language situation in the Republic of Tajikistan as a neighbor of China, whose experience can be useful to China in regulating its own language policy in general and in Xinjiang – a close neighbor of the Republic of Tajikistan – in particular
Key words: language policy, language planning, status planning, codifying planning, prestige planning, state language, toponymy, onomastics

Для цитирования:

Ян Бо. Четырехкомпонентная система языковой политики и планирования в Республике Таджикистан / Ян Бо, Чжан Ливэй. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №2. – С. 228-238. DOI 10.26170/1999-2629_2023_02_26.

For citation

Yang Bo, Zhang Liwei. (2023). Four-Component System of Language Policy and Planning in the Republic of Tajikistan // Political Linguistics. – 2023. – №2. – P. 228-238. DOI 10.26170/1999-2629_2023_02_26.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.