Файл статьи: PDF
Аннотация: Cтатья посвящена авторской репрезентации концепта «экология» в бытийном художественном нарративе. Материалом для анализа являются такие произведения Миядзаки Хаяо, как «Навсикая из Долины Ветров», «Принцесса Мононоке», «Мой сосед Тоторо» и «Унесенные призраками». Фокус данной статьи приходится на вербальную и визуальную стороны концепта. В работе использовался метод концептуального и лексического анализа. Результатом данного исследования является описание вербальной и визуальной стороны концепта «экология». Визуальная составляющая представлена в виде структуры ядро — периферия и описана при помощи схожих особенностей, представленных в анимефильмах. Так, в качестве ядра концепта, на основе произведений студии «Гибли», анализируются взаимоотношения человека и природы и влияние межличностных или межгрупповых отношений на окружающую среду; также в статье приводятся примеры мифологических существ, населяющих миры Миядзаки Хаяо. Периферия концепта включает в себя жизненный опыт режиссера и исторический опыт страны, помимо этого, образы ключевых персонажей, непосредственно влияющих на сюжетную линию произведений. Вербализация концепта построена на множестве лексических единиц, ассоциируемых с понятием «экология» и продемонстрированных в мультипликационных фильмах косвенно или напрямую
Ключевые слова: концептосфера, концепты, экология, визуальная репрезентация, вербальная репрезентация, концептуальный анализ, лексический анализ, ядро концепта, периферия концепта, аниме-фильмы, мультипликационные фильмы, художественный нарратив, художники-мультипликаторы, японская мультипликация, Миядзаки Хаяо, студия «Гибли»
Abstract: The authors of the article represent the concept of “ekologiya” (ecology) in the existential fiction narrative. The material under analysis includes such works by Miyazaki Hayao as “Nausicaä of the Valley of the Wind”, “Princess Mononoke”, “My Neighbor Totoro” and “Gone with the Ghosts”. The paper focuses on the verbal and visual aspects of the concept. The study employs the method of conceptual and lexical analysis. The result of this study is a description of the verbal and visual aspects of the concept of “ekologiya”. The visual constituent is presented in the form of a core – periphery structure and is described using similar specific features presented in anime movies. So the core of the concept encompasses the relationships between man and nature and the influence of interpersonal or intergroup relations on the environment, analyzed on the basis of the works of the studio “Ghibli”; the article also provides examples of mythological creatures inhabiting the worlds of Miyazaki Hayao. The periphery of the concept includes the life experience of the director and the historical experience of the country; and, in addition, the images of the key characters that directly affect the storyline of the works. The verbalization of the concept is based on a set of lexical units associated with the concept of “ekologiya” and demonstrated in animated movies directly or indirectly
Key words: conceptosphere, concepts, ecology, visual representation, verbal representation, conceptual analysis, lexical analysis, core of the concept, concept periphery, anime movies, cartoons, fiction narrative, cartoonists, Japanese cartoons, Miyazaki Hayao, studio “Ghibli”

Для цитирования:

Порозов, Р. Ю. Репрезентация концепта «экология» в мирах Миядзаки Хаяо / Р. Ю. Порозов, А. П. Татевосян. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №3 . – С. 155-165.

For citation

Porozov R. Yu., Tatevosyan A. P. (2023). Representation of the Concept of “Ekologiya” in the Worlds of Miyazaki Hayao // Political Linguistics. – 2023. – №3 . – P. 155-165.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.