Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируются материалы опубликованного в 2023 году сборника «Великий Блокпост. Антология донбасской поэзии 2014—2022 гг.». Целевая установка исследования — выявление и интерпретация речевых средств, служащих для обоснования лингвоидеологического сопротивления носителей русской культуры в период восьмилетней войны. Процедуры категориально-текстового, лингвосмыслового, лингвоидеологического анализа позволили охарактеризовать поэзию Донбасса как особый сверхтекст, объединенный категориями темы, хронотопа и образа автора. В ходе анализа выделены прямые и метафорические сигналы сквозной темы войны, борьбы за независимость; описаны способы формирования лишенной художественной условности категории хронотопа; отмечено, что фактографичность художественного времени и пространства позволяют отнести сверхтекст донбасской поэзии к «литературе свидетельства». Установлено, что образ коллективного автора сверхтекста формируется на основе общей стратегии, предполагающей вербализацию гражданской, идеологической, лингвистической, эстетической позиций. Идентификатор русский поэт в смысловой структуре целого приобретает смысл: «Продолжающий традиции русской литературы стихотворец, ставший на защиту независимости родной земли, отстаивающий правовой статус русского языка». Специальный предмет анализа — смысловая и функциональная нагрузка ключевых номинаций базовых коммуникативных ценностей русский язык, родная речь, русское слово, ставших на Украине контридеологемами. Подчеркнуто, что поэт находится в поисках главного слова — острого, правдивого, мобилизующего, заряженного энергией любви, слова, обнаруживающего свою силу в отобранных прецедентных единицах национального культурного фонда (паремиях, цитатах из произведений классической литературы, песенных текстов). Проведенный функционально-центрический анализ использованных в сверхтексте по типу вкраплений фонетических, грамматических, лексических украинизмов, а также украиноязычных бытовых реплик, суждений и установок позволил сформулировать вывод о том, что лингвоидеологическое сопротивление русскоязычных граждан Донбасса, их борьба за право использования родного языка органически сочетается с идеей сохранения исторически сложившегося русско-украинского билингвизма
Ключевые слова: живое слово, лингвоидеологическое сопротивление, поэзия Донбасса, прецедентная единица, родной язык, русофобия, русско-украинский билингвизм, сверхтекст, поэтическое творчество, поэтические сборники, стихотворения
Abstract: The article analyzes the collection of poems “The Great Checkpoint. An Anthology of 2014-2022 Donbass poetry”. The aim of the study is to identify and interpret the verbal means that serve to substantiate the linguoideological resistance of the Russian culture representatives during the eight-year war. The procedures of categorial-textual, linguo-semantic, and linguo-ideological analysis made it possible to characterize the poetry of Donbass as a specific super-text, united by the categories of theme, chronotope, and the image of the author. Direct and metaphorical signals of the cross-cutting theme of the war and the struggle for independence are distinguished in the course of the analysis. The author describes the methods of formation of the category of the chronotope, devoid of artistic convention, and argues that the factographic nature of the fiction time and space allows the researcher to refer the super-text of Donbass poetry to the “literature of evidence”. The image of the collective author of the super-text is found out to be formed on the basis of a general strategy, which involves the verbalization of the civil, ideological, linguistic, and aesthetic position. The marker “Russian poet” in the semantic structure of the whole text acquires the following meaning: “a poet who continues the traditions of the Russian literature, defending the independence of his native land and the legal status of the Russian language”. The special object of analysis of this study is the semantic and functional load of the key nominations of the basic communicative values “Russian language”, “native speech”, “Russian word”, which have become counter-ideologemes in Ukraine. It is emphasized that the poet is in search of the main word — a sharp, truthful, mobilizing word, charged with the energy of love and demonstrating its strength in the selected precedent units of the national cultural fund (proverbs, quotations from classical literature, and song lyrics). The functional analysis of the phonetic, grammatical, and lexical borrowings from Ukrainian included in the super-text, as well as Ukrainian everyday remarks, judgments and values, led to the conclusion that the linguo-ideological resistance of the Russian-speaking citizens of Donbass, their struggle for the right to use their native language is organically combined with the idea of preserving the historically justified Russian-Ukrainian bilingualism on their territory
Key words: living word, linguo-ideological resistance, Donbass poetry, precedent unit, native language, Russophobia, Russian-Ukrainian bilingualism, super-text, poetic creative activity, collections of poems, poems

Для цитирования:

Купина, Н. А. Поэзия многострадального Донбасса: верность русскому слову / Н. А. Купина. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2023. – №6. – С. 20-27.

For citation

Kupina N. A. (2023). Poetry of the Long-Suffering Donbass: Loyalty to the Russian Word // Political Linguistics. – 2023. – №6. – P. 20-27.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.