Рубрика: РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье изучается метафорическая репрезентация пандемии COVID-19 в текстах СМИ Франции посредством метафор, восходящих к сфере-источнику NATURE INANIMÉE. В качестве материала исследования использованы метафорические контексты из СМИ Франции (Le Figaro, Libération, Le Monde) за период 2020—2023 гг. Исследование проведено в русле когнитивно-дискурсивного подхода, подразумевающего анализ метафоры как когнитивного феномена в экстралингвистическом контексте медиадискурса. Методология настоящего исследования основывается на постулатах когнитивно-дискурсивной парадигмы и когнитивной теории метафоры. Когнитивный подход позволяет реконструировать устойчивые проекции между семантическими доменами, возникающие на основе аналогии и выполняющие когнитивную функцию осмысления действительности. Дискурсивный подход подразумевает анализ тех факторов экстралингвистического контекста коммуникации, которые влияют на процессы смыслопорождения. Как показал анализ, при описании коронавируса во французском медиадискурсе активно используются метафоры неживой природы, при этом самой востребованной оказалась метафора волны, которая описывает регулярные подъемы и спады количества заболевших. Также были широко распространены образы стихийных бедствий (цунами, буря, ураган, шторм, гроза), что обусловлено внезапностью начала пандемии и ее разрушительными последствиями для многих сфер жизни общества. Важная особенность природоморфных метафор заключается в том, что они привносят перспективу невозможности активного вмешательства в ход событий. Человек может только переждать «непогоду», не имея какой-либо реальной возможности оказывать на нее влияние. Образы урагана, бури, шторма, цунами активизируют когнитивный сценарий поиска путей спасения, но не подразумевают возможностей противодействия стихии, отводя человеку роль пациенса в контексте глобальной пандемии
Ключевые слова: метафорическое моделирование, метафорические модели, концептуальные метафоры, природоморфные метафоры, пандемия, COVID-19, коронавирус, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, языковые средства, французские СМИ, неживая природа, языковые единицы, французский язык
Abstract: The article deals with metaphors from the source domain NATURE INANIMÉE used for the metaphorical representation of the COVID-19 pandemic in French media texts. The research material comprises metaphorical contexts in the French media (Le Figaro, Libération, Le Monde) for the period 2020—2023. The study has been carried out in line with the cognitive-discursive approach, which implies the analysis of metaphor as a cognitive phenomenon in the extralinguistic context of media discourse. The methodology of this study is based on the postulates of the cognitive-discursive paradigm and the cognitive theory of metaphor. The cognitive approach allows reconstructing stable projections between semantic domains that arise on the basis of analogy and perform the cognitive function of comprehending reality. The discursive approach presupposes the analysis of those factors of the extralinguistic context of communication that influence the processes of meaning generation. As the analysis has revealed, metaphors of inanimate nature are actively used to describe the coronavirus in French media discourse. The most popular metaphor is the wave metaphor, which describes the regular rise and fall in the number of cases. Images of natural disasters (tsunami, storm, hurricane, gale, thunderstorm) are also widespread, due to the suddenness of the onset of the pandemic and its devastating consequences for many areas of society. An important feature of nature metaphors is that they introduce the prospect of the impossibility of active intervention in the course of events. A person can only wait out the “bad weather” without having any real opportunity to influence it. The images of a hurricane, storm, and tsunami activate the cognitive scenario of searching for ways of salvation, but do not imply the possibility of counteracting the elements, assigning a person the role of a patient in the context of a global pandemic
Key words: metaphorical modeling, metaphorical models, conceptual metaphors, nature metaphors, pandemic, COVID-19, coronavirus, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, French media, inanimate nature, language units, French language

Для цитирования:

Будаев, Э. В. Неживая природа как сфера-источник метафорической концептуализации пандемии COVID-19 в СМИ Франции / Э. В. Будаев, Т. В. Аникина. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2024. – №2 .

For citation

Budaev E. V., Anikina T. V. (2024). Inanimate Nature as a Source Domain of Metaphorical Conceptualization of the COVID-19 Pandemic in French Media // Political Linguistics. – 2024. – №2 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.