Архив журнала
Языковой ландшафт как ресурсы и средства в культурологическом образовании
- 109
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются теоретические основания и практические пути интеграции языкового ландшафта (ЯЛ) в процесс культурологического образования. Цель исследования — предложить методологические модели, объединяющие вербальные и невербальные семиотические ресурсы публичного пространства в преподавании культурологических дисциплин. Результаты показали, что в образовательном контексте ЯЛ функционирует как континуум элементов «ресурс — средство», будучи богатым культурным ресурсом и эффективным педагогическим инструментом. Во-первых, ЯЛ выступает как визуальный слой в «луковичной модели культуры», отражающий ее глубинные аспекты и тем самым обосновывающий включение в учебный процесс. Во-вторых, ЯЛ может использоваться и как эксплицитный, и как имплицитный ресурс, удовлетворяя разные дидактические потребности. В-третьих, проектно-ориентированный подход к ЯЛ позволяет максимально реализовать его потенциал в развитии культурной чувствительности, межкультурного кругозора и критического мышления обучающихся за счет исследовательских проектов с новыми методами и ракурсами анализа. Такие проекты не только формируют культурную компетенцию, но и вносят вклад в научную повестку, создавая ситуацию взаимной выгоды для педагогической практики и исследований.
Ключевые слова: языковой ландшафт, луковичная модель культуры, культурологическое образование, культурологические дисциплины, образовательный процесс, учебные ресурсы, средства обучения, вербальные семиотические ресурсы, невербальные семиотические ресурсы
Abstract: This article examines the theoretical foundations and practical approaches to integrating linguistic landscape into culturological education. The study aims to present methodological models that combine verbal and non-verbal semiotic resources of public space for teaching culturological subjects. The findings show that in the educational context, the linguistic landscape functions as a continuum of the elements “resource-tool”, being a powerful cultural resource and effective pedagogical instrument. Firstly, linguistic landscape functions as a visual layer of the “onion model of culture” that reflects its profound aspects, thereby justifying its inclusion in the learning process. Secondly, linguistic landscape can be used both as an explicit and as an implicit resource meeting different didactic requirements. Thirdly, a project-based approach to linguistic landscape allows realizing its potential to its maximum in developing cultural sensitivity, intercultural awareness, and critical thinking of students through innovative research projects and approaches. Such projects not only shape cultural competence but also contribute to academic agenda, creating mutual benefits for both educational practice and scholarly research.
Key words: linguistic landscape, onion model of culture, culturological education, culturological subjects, education process, education resources, teaching means, verbal semiotic resources, non-verbal semiotic resources
Для цитирования:
У, Цзюань. Языковой ландшафт как ресурсы и средства в культурологическом образовании / У Цзюань. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. – 2025. – №5. – С. 220-225.
For citation
Wu Juan. (2025). Linguistic Landscape as a Resource and Tool in Culturological Education // Political Linguistics. – 2025. – №5. – P. 220-225.
